В эту пятницу Tapbots выпустили долгожданное обновление своего твиттер-клента TweetBot 3 для iOS 7. И нет ничего в этом событии неординарного, если бы не ценник на кнопке в App Store, тогда как по всему там полагалось бы писаться “Update”. Оказалось, доселе очень лояльная аудитория приложения не готова просто сказать сенкс и выложить еще раз $3 за версию для iPhone и еще столько же за приложение для iPad. В интернетах пошли волны недовольств, микро-бунты и призывы послать Tapbots с их политикой во всем известные дали.
Пример TweetBot хорош потому, что эти программы для iPhone, iPad и Mac действительно пользуются популярностью, а их обширная аудитория не привыкла держать свое мнение при себе (твиттеряне как-никак). Но это не единственный случай в App Store, когда разработчики выпускают мажорный апдейт как отдельное приложение, вынуждая пользователей снова платить.
Сперва объективный взгляд на ситуацию.
Процесс разработки программы требует существенных времязатрат. Мало какое успешное приложение было создано за несколько вечерков умеющим писать код чуваком. Так, не посмотрю пару серий любимого ситкома, напишу хорошую программулю. Повальное большинство приложений делаются командами профессионалов, которые сосредоточены на реализации какого-то одного проекта. Естественно, люди должны что-то кушать по ходу дела и хотят в соответствии со своими запросами заработать в итоге. Но разработка — далеко не единственный этап в запуске успешного продукта. Его еще нужно продвигать, что порой требует не многим меньше усилий (а еще и немало денег).
Ок, программу запилили и старт дан. Деньги потекли рекой, всё окупили и разработчики приобрели по вилле на Лазурном берегу каждый. Благодаря отличной медийной поддержке продажи высоки. Но проходит месяц-другой и рынок начинает насыщаться продуктом. А еще проявляются баги, пользователи хотят обновлений функциональности. Над приложением нужно продолжать работать. И тут есть варианты. Можно сосредоточиться на достижении должного уровня работоспособности и периодически добавлять поддержку новых версий систем. А потом и вовсе переключиться на новый проект, который поставит в виллу каждого разработчика по новенькой Феррари. Или пилить уже успешное детище дальше и со временем прийти к необходимости сделать платный апдейт. Эдак через год-другой.
Теперь субъективно.
Я не вижу ничего зазорного во втором подходе. Если программа хороша и стабильно наращивает в функциональности, почему бы не поблагодарить разработчиков за их труд? Такая политика вовсю практикуется среди компьютерных проектов, те же мажорные версии Parallels нужно приобретать по новой, тогда как минорные обновления доступны бесплатно. Правда, существуют скидки для пользователей предыдущих версий, что в условиях App Store нереализуемо.
В App Store я не понаслышке знаком с показательным примером приложения, за которое от версии к версии просят денег и их не жаль заплатить — Calendars от Readdle. Это мощный пакет, объединяющий календарь и список дел. Ребята реализовали немало инновационных и просто дельных решений, упрощающих процесс создания, редактирования и слежения за делами. Как результат, после Calendars использование системного Календаря iOS в связке с Напоминаниями вызывает разнообразные недоумения. Для наглядности системы установки времени события в Calendars 5 и Календаре iOS 7:
У бизнес-модели Readdle, компании, разрабатывающей приложение, есть еще одна важная черта. Наряду с премиальной платной версией существует бесплатная с несколько урезанным функциналом. Во-первых, она способна удовлетворить некую часть пользователей и в теории подготовить их приобретению полноценного приложения, а во-вторых позволяет пощупать и потрогать то, за что снова хотят $7. Я активно пользовался Calendars 4, затем скачал новый Calendars Lite, оценил дизайн в стиле iOS 7, несколько измененную механику, узнал про новые возможности, а затем осознанно приобрел Calendars 5.
Промо-ролик Calendars 5:
Вернемся к TweetBot. На момент запуска в начале 2012 это было самое функциональное приложение на iOS, вполне вероятно, сегодня ситуация не изменилась. Программа обладала пусть спорным, но все же индивидуальным дизайном, продуманной механикой, множеством необычных решений. Она обновлялась и постепенно росла в возможностях, хотя и не сказать, чтобы делала очень уж явные рывки. Вероятно, дело тут скорее в излишне сильном старте. Потом появилась версия для iOS 7 не в режиме обновления, а как отдельное приложение — TweetBot 3. Но помимо редизайна явных новаций нет (по мелочи все же доработали, да). И если облик интерфейса был действительно самобытным, то сейчас он именно в стиле iOS 7, разве что не в духе системы перегруженный — функциональность-то никуда не делась.
В случае с приложением есть еще один смущающий момент. Программу изначально раздробили на версии для iPhone и iPad, и всем желающим получить свежий TweetBot на все свои iДевайсы предстоит раскошелиться дважды.
Я купил TweetBot 3 для iPhone, вероятно, приобрету и версию для iPad. Просто потому, что лично мне очень импонирует дизайн iOS 7, и одного этого пункта в списке возможностей хватило для обоснования траты $3. И я также понимаю, что покупка TweetBot 3 сегодня — это инвестиция в завтра, когда завершится очередной цикл разработки и программу дополнят еще какой-то полезной функциональностью. Но ведь это понимают не все.
Отправимся в блог Tapbots и посмотрим, позаботились ли разработчики о том, чтобы объяснить многомиллионной армии пользователей такое решение. Да, позаботились. Рассказали про 5 месяцев работы над новыми интерфейсом и улучшенным юзабилити, про обширный список готовящихся к релизу в будущем возможностей. Напомнили, сколько они трудились над бесплатными апдейтами версий 1 и 2.
Если бы мне захотелось люто обвинять эту контору в жадности, веских аргументов бы не нашлось. Я скажу: “Полтора года назад я потратил $N (брал по скидкам, уже не помню сколько вышло) на ваши TweetBot`ы. Какого хрена мне теперь платить $6?”, но вот как-то не звучит. В случае с Calendars 4 и 5 все еще проще — эволюция очевидна.
* * * *
Подведу черту. Только мы сами способны оценить в твердой валюте стоимость своего труда, а затем повесить ценник на плоды наших усилий. Все остальные могут либо посчитать цену адекватной и приобрести то, что мы предлагаем, либо выбрать продукт конкурента. Обвинять в зажранности, неадекватности, неуважении к пользователям — шаг преждевременный, если только вы не владеете ситуацией в доскональности.
По теме. Если разработчик просит деньги за обновление и вы довольны его продуктом — заплатите. Не довольны — найдите альтернативу, благо, в App Store их масса. Права требовать у конторы годами пилить вашу любимую программулю за $3 у вас нет, уж простите.
Единственное пожелание к разработчикам — расскажите заблаговременно пользователю, как построена ваша бизнес-модель, предполагает ли она появление платных обновлений. Недовольных будет меньше.
P.S. Обновление TweetBot for Mac c поддержкой OS X 10.9 Mavericks будет бесплатным.
P.P.S. Все написанное выше сплошное ИМХО.