iOS 7 является новым шагом в развитии игр на мобильных платформах. Как выяснилось, седьмая версия мобильной операционной системы от Apple поддерживает использование стандартизированных игровых контроллеров от сторонних производителей. Несмотря на то, что аппараты на Android давно совместими с джойстиками, именно iOS задает тренд, так уж сложилось.
Будем честны, играм на iOS всегда не хватало хорошего управления. Хоть я и уверен, что разработчики не реализуют и 10-ой части потенциала multi-touch, использование джойстиков может стать тем изменением, которое превратит iPhone и iPad в полноценные игровые системы.
Параллельно с WWDC’13 в Лос-Анжелесе прошла игровая выставка E3, на которой были показаны просто фантастические игры для мобильных платформ, начиная от Deus Ex: The Fall и заканчивая Fightback от Ninjatheory. К тому же на днях в App Store появился XCOM: Enemy Unknown, и это первый случай, когда полноценная игра нынешнего поколения была целиком и полностью портированна на iOS. Это фантастика, не иначе.
Скриншот из игры Deus Ex: the Fall
В статье “Почему на iOS нет хороших игр” я пытался доказать, что железо последних яблочных девайсов вполне потянет хорошие и качественные в графическом плане игры. Среди множества препятствий в развитии игр на мобильных системах я выделил два основных: управление и нежелание разработчиков создавать масштабные и дорогие проекты. Кажется, оба пункта выполнены.
Посудите сами, XCOM – не единичный случай. На iOS постепенно выходят масштабные игры по типу Star Wars: KOTOR, GTA, Deus Ex: The Fall. И если первые две игры – порты, то The Fall – это мобильный эксклюзив, разработанной умелой и опытной командой специально для iOS (версия на Android скорее всего тоже выйдет, но уже после релиза на iPad). При этом, это не казуалка или урезанная версия “большой” игры. Это полноценный Deus Ex. К этому можно относиться как угодно (многие фанаты серии даже позволяли себе грубости в комментариях к официальному ролику на YouTube), но трудно спорить с тем, что это действительно важный шаг для развития мобильных игр.
Еще одной весточкой дальнейшего развития мобильных игр является попытка Microsoft сыграть на эксклюзивах. На “взрослых” консолях эксклюзивные игровые проекты давно являются одним из основных двигателей продаж. У Xbox есть Halo, Gears of War, Alan Wake и Forza, а у Playstation – Uncharted, Heavy Rain, Last of Us, Дурная репутация и Grand Tourismo (чувствуете, в чью сторону перевес?). И вот на E3 мелкомягкие показали Halo: Spartan Assault – фантастический проект из вселенной Halo, который будет продаваться исключительно на Windows Phone. Конечно, одного тайтла мало, чтобы кто-то побежал за последней Nokia, руководствуясь исключительно желанием поиграть в Halo, но курс уже задан.
Скриншоты из игры Halo: Spartan Assault
Похожую политику, пусть и в меньших масштабах, ведет и Apple. Например, тот же Infinity Blade является яблочным эксклюзивом.
Быть может, все сложится так, что мобильные игры станут полнценным способом продвижения девайсов. Вкладывая деньги в производство дорогих и качественных игр с прицелом на восторженные отзывы прессы, компании-производители с лихвой могут вернуть свои деньги на продажах девайсов.
Все ли так безоблачно? Не совсем. Гаджетам на iOS очень трудно стать полноценной игровой платформой в привычном смысле из-за модели распространения устройств и частоты их обновления. Покупая PSP Vita, пользователь знает, что это долгосрочная покупка. Игры будут выходить еще несколько лет и не будут требовать от потребителя использования низких настроек из-за “слабой производительности” его девайса. В случае iPad выжимать из игр максимум можно где-то год-полтора. Потом разработчики будут ориентироваться на обновленное железо следующей версии планшета от Apple.
Это, конечно, не так ужасно, как фрагментация Anroid, которая как минимум может оттолкнуть разработчиков (какой толк делать игру для самых мощных устройств, если количество пользователей Samsung Galaxy S4 ничтожно мало по сравнению с теми, кто до сих пор сидит на Android 2.3?).
Слева – фрагментация iOS, справа – фрагментация Android
Так что же нас ждет?
1. Появление громких и дорогих тайтлов на iOS с хорошей графикой, правильным и продуманным геймплеем и интересным сюжетом.
2. Повальное количество шутеров и файтингов. Раз уж теперь есть контроллеры, то многие начинающие студии вполне могут переключиться с мультяшных казуалок на что-то чуть более серьезное.
3. Привлечение “больших” девелоперов к разработке мобильных проектов. Например, Ninja Theory.
4. Появление большего количества эксклюзивных игр, которые дифференцируют мобильные платформы в глазах потребителя и станут новой “продавающей” фишкой.
Вместо итога. Данная статья является прежде всего авторским мнением и не претендует на звание серьезной аналитики. Тренд, которому я уделил внимание, вполне может смениться другим, а тот третьим. Тем не менее, пока что все идет к тому, что мобильные платформы в целом и iOS в частности станут полноценными игровыми системами, а не пристанищем казуалок (против них я ничего не имею, но только с ними сыт не будешь) и заскриптованных гонок.