Совсем недавно я поднимал тему набирающей популярность Freemium (и ее близкого родича — Free-to-play) модели ведения бизнеса серди разработчиков. Кто не в курсе, это когда само приложение бесплатное, но в процессе игры желательно (необходимо) проплачивать какое-то количество живых денег для получения определенных преимуществ. Я пространно рассуждал про плюсы и минусы такого подхода для пользователей, вскользь упомянул несколько примеров и, в том числе, нашумевшее обновление культовой гонки Real Racing 3. Но одно дело — обвинить компанию в желании выжать из игрока $10-15, а совсем другое — вычислить реальную стоимость прохождения игры и столкнуться с такими цифрами: $503 или минимально 472 часа игрового времени.

Обзор Real Racing 3

Способный шокировать, а в моем случае было именно так, материал: “The $503 iOS Racing Game: The Expensive Reality of the IAP Economics in Real Racing 3“, был опубликован 25.02.13 на сайте 148apps. Ребята честно предупредили, что приведенные в нем подсчеты актуальны на момент размещения статьи, так как Electronic Arts в любой момент может пересмотреть экономику (и механику) игры. Но сути это не меняет, как и не влияет на понимание непомерного “аппетита” компании. Ниже — выжимка из этой статьи.


Для того, чтобы полностью пройти Real Racing 3, игроку необходимо победить в 961 событии. С учетом того, что некоторые трассы требуют участия определенного автомобиля, коих в игре доступно 46, каждый должен быть приобретен. Итак, для прохождения Real Racing 3 вам необходимо купить все автомобили и победить во всех гонках. Прикинем, что для этого потребуется.

Принципиально отказавшись от игровых покупок и посвятив себя методичному прохождению, рассчитывайте минимум на 472 часа непрерывной игры. Именно столько необходимо для заработка R$25 163 573 в игровой валюте, что позволит приобрести каждый из 46 спорткаров. И это при условии, что вы финишируете в 6801 гонках со средним призом в R$ 3700 (и затратите 4:10 на каждый заезд). Заметьте, что не учитывается стоимость починки автомобилей, тех.обслуживания или улучшений, которые тоже обойдутся недешево.

Приведенный выше подсчет хорош на бумаге, но в реальной жизни достигнуть таких результатов нереально. Хотя бы потому, что без определенных улучшений некоторые гонки выиграть не получится, а полный пакет прокачки автомобиля может стоить больше, чем сам спорткар. Да и рассчитывать на победу всегда и везде тоже не стоит — не такая низкая сложность у симулятора Real Racing 3 (это вам не развлекательные “гоночки”). 

Если же игрок не намерен тратить время и хочет получить все и сразу (что Real Racing 3 позволяет, как характерный представитель Free-to-play игр), стоит рассчитывать на астрономическую сумму в $503.22. И это если приобретать максимальные денежные пакеты — R$5 000 000 за $99,99 с расчетом $1 = R$50 005. Сумма существенно вырастет в случае покупки менее объемных пакетов, к примеру, по R$ 300 000 ($1 – R$30 030).

Автор статьи подсчитал, что может предложить игровой рынок (США) за сравнимые деньги. Получилось интересно — хватает на XBox 360 4 Гб, игру Forza Horizon (один из новейших гоночных хитов для этой платформы), на все из 127 доступных в игре автомобилей и LED-телевизор Vizio c диагональю 22″. Кстати, еще останется $17,22. В Украине (да и России) столько за $500, конечно, не купишь, но все равно пример показательный.

* * * *

В итоге вывод напрашивается неутешительный. Electronic Arts с Real Racing 3 откровенно зарвались. Хотя бы потому, что 99% обычных, не фанатичных игроков просто не в состоянии пройти игру до конца, да и дойти до середины тоже. А если постоянные ожидания, мизерные поступления денег и невозможность сдвинуться с мертвой точки подтолкнут вас даже к минимальной внутриигровой покупке, конца им не будет. Потому как достигнуть рубежа в $500 тому же среднестатическому игроку просто нереально. НИ ОДНА игра на iOS не стоит таких денег!