soft-future-hero

Каких-то 8 лет назад мы мечтали о будущем с приложениями. iPhone покорил рынок США и постепенно ширился по миру, вторая версия iPhone OS получила App Store — пусть не первый, но уникальный по многим параметрам магазин софта, в который поверили разработчики. Программы и игры для мобильных платформ стали формировать настоящую индустрию. Механизм заработал, да так, что суммарное число софта в магазинах Apple, Google и Microsoft в 2016 году перевалило за 2.4 млн. Но очень вероятно, что время привычных нам приложений заканчивается. И это Воскресное чтиво о том, что придет за ними.

Давайте сперва разберемся, что с приложениями не так. Если взять любую современную программу в вакууме, но все с ней будет нормально. Железо смартфонов достаточно производительное, чтобы справиться с самыми дерзкими замыслами разработчиков, интерфейсы пообтесались и стали удобными, ОС дают софту достаточно свободы для обмена информацией с сетью и с другими установленными на устройстве программами.

Но приложения нельзя оценивать в отрыве от устройств и паттернов их использования. А они из года в год меняются. На заре становления софтварных магазинов большинство приложений решали конкретные задачи: позволяли обработать изображения, спланировать день, высчитать хитрую математическую формулу или вырастить самую красивую рыбку в аквариуме — куда без этого. И юзеры охотно насыщали свои аппараты таким софтом. Что-то приживалось, расширяя базовые возможности устройства, что-то отмирало по ненадобности. Кроме того, типиный пакет предустановленных программ был скромным и малофункциональным. А теперь посмотрим на iOS — едва ли не все нужное ординарному пользователю там есть изначально, с Android аналогично (если считать обширный пакет Google). Исключение составляют сервисы.

Именно на сервисы приходится львиная доля новых программ в магазинах. Это клиенты-посредники, альтернативные веб-сайтам шлюзы. Они несамостоятельные, вторичные и часто легко заменимые (программой другого разработчика или тем же сайтом, открытым в браузере). Если ядро софта смартфона, однажды сформировавшись в нечто удобное и удовлетворяющее потребности юзера, год за годом остается почти статичным, именно сервисы постоянно… бурлят.

Они не виноваты, причина в нашем стремлении улучшать существующий порядок вещей. И заодно желании верить в то, что если что ни день в магазинах появляются сотни программ, они кому-то нужны. Но время такого софта проходит. Он не нужен ни нам, ни владеющим сервисами компаниям. Сперва о последних. Как бы просто ни было получить новую программу на устройство, это требует некого числа действий пользователя: перейти по ссылке, нажать на кнопку скачивания, дождаться установки, дать разрешение на те или иные действия, освоиться в интерфейсе. Только после мобильный юзер в цепких лапках сервиса. Еще программы нужно распространять через привычные пользователям магазины, делится выручкой с держателями этих самых магазинов. И актуализировать софт, сохраняя совместимость с новыми устройствами и ОС. И мириться с правилами, ожидать модерации, бороться с цензорами. Слишком много условий на пути к пользователю.

А что они? С этой стороны преград меньше, но они есть. Программы занимают место в памяти. Программы могут быть слишком навязчивы. Некоторые нужны ситуативно и их нет смысла постоянно держать перед глазами. И как забыть про муку систематизации десятков и сотен ярлыков (ох, привыкнуть бы к Spotlight!)

Но выход есть. И даже два — из прошлого и будущего. Первый подсказал Стив Джобс. Еще в 2007 он продвигал идею веб-приложений — выполняемых в браузере программ, не требующих установки на устройство и фактически не занимающих место (разве что кэш). Тогда идея уступила традиционному софту, так как проигрывала в ключевых параметрах: в возможностях и скорости работы. Вторую предложила Google, назвав App Streaming. Звучит фантастично: части приложения подгружаются на устройство по мере требования. Да, это стримминг софта!

А на последней Google I/O компания анонсировала Android Instant Apps — приложения, работающие в браузере без устновки.

Успех веб-приложений напрямую зависит от браузеров — смогут ли они обеспечить равносильный пользовательский опыт в сравнении с устанавливаемыми программами. А заодно, будет ли адаптация интерфейса под быстрый запуск таких приложений, унифицированный поиск по контенту, трансляция уведомлений с поддержкой быстрых действий. С идеей Google дела обстоят примерно так же — в какой оболочке будет запускаться софт (браузер Chrome или ОС), сможет ли пользователь быстро переключаться между загрузкой данных по запросу и полным сохранением (инсталляцией). Еще один момент — зависимость от интернета, причем для выполнения сложного интерфейса подключение потребуется быстрое. Но с учетом специфики таких программ, речь ведь в первую очередь о сервисах, а не каких-то калькуляторах или видеоплеерах, состояние «онлайн» становится ключевым условием их полноценного функционирования.

Будущее без приложений наступит, дай только время. Но только с оговоркой, что под нож пойдет в первую очередь массив зависимого от интернет-подключения софта и клиентов сервисов. Вроде приложений сервисов такси, покупки билетов, оплаты услуг. У некоторых приложений будет ограниченный офлайн режим, другие полностью растворятся в сети. Программы станут занимать меньше места в памяти устройства, но что намного важнее — каждое новое будет буквально в одном клике по ссылке.