Это история создания и развития игры «Балда Online» для iPhone, iPod и iPad (англ. название – Lucky Words). Сейчас в неё играет около 20 тыс. человек каждый день.

Напомним правила. Игра начинается на поле 5 на 5 клеток с начальным словом из 5 букв. Ставя по одной букве за ход, игрок должен составить наиболее длинное слово с участием добавленной буквы. Допускаются только существительные в единственном числе. Когда всё поле заполнится (т.е. через 10 ходов каждого игрока), выигрывает тот, у кого больше очков. На один ход даётся 2 минуты, а одна партия занимает около 15 минут.

Игра развивает эрудицию, память и чувство времени.

Идея

Идея создать эту игру возникла, когда под Новый Год 2013 к нам пришли гости и мы захотели сыграть в «Балду». Я поискал в App Store и обнаружил, что на те 3 или 4 разновидностей этой игры, которые там были, без слез смотреть невозможно. Было непонятно как, с таким низким качеством исполнения они вообще там смогли оказаться.

Со студенческих времен я запомнил насколько затягивает «Балда», поэтому ожидал, что потенциал у игры, если сделать качественно, будет высок. Как оказалось, я не ошибся. Игра действительно затягивает.

Подготовка

Поговорив со знакомым программистом, мы решили сделать «Балду» для iOS. Договорились, что я займусь графикой, звуком, рекламой и игровой логикой, а программист возьмет на себя техническую реализацию.

К сожалению, как это часто бывает, на практике у программиста появилось много других более важных дел. Мне пришлось искать других исполнителей для этого проекта. Это оказалось к лучшему, т.к. используя PhoneGap (компилятор в Objective C с других языков) этот программист вряд ли смог бы реализовать код столь же качественно, как это возможно с помощью «родной» среды разработки Apple Xcode.

При поиске исполнителей, попадались предложения выполнить работу по первоначальному ТЗ, доходящие до 350 тыс. руб., которые, естественно, были отклонены. В итоге бюджет разработки игры на текущий момент (ТЗ + 10 доработок) составил около 220 тыс. руб. + 14 тыс. руб. на рекламу (см. ниже). Финансирование осуществляется исключительно на свои личные средства. Заработала же игра около 120 тыс. руб. за 4-5 мес. с того времени как она стала платной.

В итоге, после недолгих поисков я нашел отличную команду из двух талантливых ребят, один из которых занялся «движком» игры, а второй – реализацией интерфейса. Первоначальный приятель-программист тоже пригодился: написал серверную часть, где хранится статистика игроков и игр, считается рейтинг и пр.

Концепция

Наша задача – сделать самую лучшую «Балду». Лучшую – это не значит самую навороченную. Лучшая, с нашей точки зрения, значит самая красивая, удобная и увлекательная. Учитывая, что платформа была выбрана iOS, максимальное внимание уделяется юзабилити и дизайну (не в обиду обладателям Андроида).

Начали мы с реализации online-игры с реальными соперниками, т.к. я был уверен, что играть с живым игроком – это самое интересное. Затем добавили игру с компьютером. К нашему удивлению игры с компьютером пользуются в 3 раза больше популярностью, чем online: сейчас порядка 16 тыс. игр с компьютером и порядка 3 тыс. игр Online в день. Тут надо помнить, что 1 online игра – это 2 реальных игрока, а игра с компьютером – 1. Возможно, играет роль психологический момент: проиграть компьютеру не так обидно. А может быть важно то, что для игры с компьютером интернет не нужен.

Изначально, я был против какой-либо рекламы в игре, т.к. она портит внешний вид. Я хочу, чтобы максимальное количество людей играло бы в игру. Однако модель free to play пока не оправдывает себя, т.к. внутренних покупок не так много, как хотелось бы. Поэтому сама игра платная (33 руб. или 0,99 долл.). Подробнее о внутриигровых покупках написано ниже.

Разработка

Работа над игрой началась в феврале 2013, а уже 30 апреля того же года первая версия игры была доступна в App Store. К настоящему моменту было порядка 15 апдейтов, последние из которых принесли возможность вводить слово не отрывая пальца «свайпом», подсказку в Online-играх и фильтр матных слов в чате с соперником.

В процессе разработки, как это часто бывает при работает по схеме фриланса, пару раз случались моменты, когда меня охватывала паника вплоть до отчаяния: любой фрилансер вправе забросить работу в любой момент, например, найдя постоянную работу, сославшись на личные обстоятельства или вообще ни на что не ссылаясь. Менять коней на переправе – очень неблагодарная работа. Но, слава богу, в конце концов ребята тоже поверили в игру и больше никаких сомнений в продолжении развития «Балды» у меня нет.

Над игрой, с разной степенью интенсивности, трудились 4 человека, а сейчас, когда основная работа позади – 1. Технически работа организована с использованием общей папки Dropbox, а все общение протекает через общий чат В Контакте.

В процессе эволюции от концепта к коммерческому продукту, игра выглядела так:

На первом этапе я не задумывался над целевой аудиторией игры. Практика показала, что, как и в большинстве других мобильных игр, бóльшая часть игроков – женщины.
Вот статистика по 1300 участникам нашей группы В Контакте, посвященной игре. Она отражает ситуацию по всем игрокам «Балды Online»:

  1. Пол: 60% – женщины, 40% – мужчины
  2. Страны: 84% – Россия, 8% – Украина.
  3. Города: 17% – Москва, 12% – Петербург, 1,9% – Пермь, 1,1% – Грозный
  4. Образование: 35% – студенты, 50% – одно высшее, 10% – два и более высших.

Очень приятно, что игроки в «Балду» обладают высоким интеллектом, начитаны, пишут грамотно и интересуются Русским языком.

Особенности игры

В настоящее время основными отличительными особенностями игры являются:

• Имеется 5 режимов игры:

  1. Online с друзьями или случайными соперниками.
  2. С компьютером на 4 уровнях сложности. Компьютер со временем подстраивается под вашу манеру игры для более равной борьбы.
  3. Вдвоем на одном телефоне или планшете.
  4. Режим «Отгадай слово!»
  5. Отгадывание задач

• В игре есть встроенные определения слов с иллюстрациями. Это позволяет значительно повысить уровень собственной эрудиции и память. Довольно часто встречаются необычные слова и определения. Например, вы знали, что Клуша – это курица-наседка, Пикуль – единица массы в ряде стран Юго-Восточной Азии, а Визитка – это изначально однобортный короткий сюртук с закруглёнными полами?

• Если слово «музыкальное» (например, «бачата»), то это слово ещё и озвучивается – начинает звучать соответствующая музыка, песня или пение птицы!

• Все online-игроки разделены на лиги. Игроки высшей лиги (места с 1 по 5000) играют только между собой. Остальные игроки играют также только между собой. Таким образом, более слабые игроки не пересекаются с лидерами.

• В «Балду» можно играть как на русском языке, так и на английском. Причем, для английских слов доступен как перевод на русский, так и определение на английском.

• Мы потратили и продолжаем тратить большое количество времени на словари – как на русский (22 тыс. слов), так и на английский (40 тыс. слов). Есть возможность предложить слово для включения в словарь прямо из игры.

• Призовая клетка. Игрок, поставивший букву на эту клетку получит 1 или 2 дополнительных очка к слову. Призовая клетка вносит интригу в игру и делает ее более непредсказуемой.

• Игра содержит задачи для решения. В задаче нужно поставить букву и составить слово заданной длины или больше.

• У каждого игрока есть рейтинг, место в таблице лидеров, ведется статистика. Рейтинг меняется как по результатам online-игр, так и после игр с компьютером, в т.ч. offline.

• 4 вида обоев, в т.ч. 2 шт. с 3D-эффектом «параллакс».

Публикация и продвижение

Публикация в App Store заняла чуть больше недели. Никаких проблем при этом не было. Обновления раньше происходили довольно долго – до 8 дней. В последнее время (май-июнь 2014) Apple стала рассматривать приложения очень быстро – всего за 2 дня.

С момента появления и до октября 2013 мы практически не предпринимали попыток прорекламировать игру, а все внимание было уделено доводке. Пользователи находили приложение поиском по App Store по слову «Балда». Даже с учетом того, что в поиске наша игра находится на втором месте (т.к. нет версии для iPad), пока она была бесплатна, «Балду Online» скачивало по 250-300 игроков в сутки.

Зато после первого же серьезного продвижения игра показала впечатляющий рост к вершинам App Store. В пике бесплатную «Балду Online» скачивало до 5 тыс. игроков в сутки!

Восприятие аудиторией

Судя по отзывам в App Store и в нашей группе В Контакте игра в целом воспринята игроками очень положительно. Однако имеются и замечания (в порядке убывания популярности):

1. Не всегда надежное соединение. Игра создана с использованием технологии Apple Game Center, вся сетевая часть – это зона ответственности Apple. К сожалению, время от времени игра может отсоединяться от партии без видимых причин даже при наличии свободной памяти и хорошего интернета. Получается, что разработчики игр получают негативные отзывы из-за некачественной работы сервисов самой Apple.

2. Нехватка слов в игре. Словарь – самый противоречивый момент как в «Балде», так и во всех остальных словесных играх. Русский словарь содержит 22 тыс. слов. Недавно мы реализовали возможность предлагать новые слова прямо из меню игры, что привело к большому количеству добавлений в словарь.

Чтобы не погрязнуть в бесконечных спорах о том, должно или нет данное слово быть в игре, мы решили, что добавляем в игру только те слова, которые есть или в Википедии или в slovari.yandex.ru (раздел «Русский язык»).

3. Когда игра была менее популярна, иногда приходилось долго ждать, пока Game Center подберет соперника для online-игры. Сейчас днем постоянно играет около 150 online-игроков плюс до 300 игроков с компьютером, поэтому проблема поиска соперника потеряла актуальность.

Финансовая модель

Как было сказано выше, бюджет разработки составил 220 тыс. руб., без учета моего собственного времени (2 часа в день в течении 9 мес.) + 25 тыс. руб. продвижение. Очень много сил было потрачено на словари, особенно русский и картинки-иллюстрации для слов, которые приходится находить и обрабатывать вручную.

«Балда Online» задумывалась как игра по модели free to play, то есть основные базовые функции и сама игра доступны без каких-либо ограничений. Однако мне пока не удалось создать внутриигровые покупки, которые были бы активно востребованы игроками. Основной доход приходится на покупки игры, которая стоит 33 руб. (0.99 долл.).

Внутриигровые покупки в игре:

  1. Подсказка при игре с компьютером и online-играх (оплачивается жетонами). Подсказка выглядит как слово с открытыми 2 буквами и его определением.
  2. Дополнительная 1 минута на ход (оплачивается жетонами).
  3. Открытая буква в режиме «Отгадай слово» (оплачивается жетонами).
  4. Расширенная статистика по своим и чужим играм.
  5. Турбо-режим, при котором время на ход уменьшается до 1 минуты, но рейтинговые очки за победу и ничью удваиваются. Это самая популярная покупка среди всех.
  6. Обнуление своего рейтинга и статистики.

Жетоны можно купить, получить бесплатно за отгадывание слов в режиме «Отгадай слово» и за то, что игрок поделится с друзьями в Твиттере и Фейсбуке.

Планы на будущее

Сейчас мы занимаемся портированием «Балды» для iPad, а также с волнением ожидаем новых форм-факторов экранов для устройств Apple (iPhone 6). Ведь новое разрешение экрана означает перерисовку всех игровых элементов.

Параллельно есть большое желание попытаться заявить игру на Западе. Там привычная нам игра «Балда» практически неизвестна. Все для этого имеется: в игре есть англоязычный интерфейс и словарь со значениями слов (и их переводом на русский язык).

Рекомендации разработчикам

  1. Постарайтесь сразу максимально четко разделить роли в команде. Не отчаивайтесь, если кто-то из команды выпадет из процесса. Постарайтесь найти ему замену, но не бросайте работу.
  2. При формировании команды, учтите, что от участников потребуется не только вкладывать собственное время и знания, но и, как минимум на первых порах, собственные деньги. Например, за сервер, рекламу, дизайн (см. след. пункт).
  3. Если вы не сильны в дизайне (будьте объективны), потратьте деньги на профессионального дизайнера, который задаст канву, фирменный стиль. Это сильно поможет в работе над приложением в дальнейшем.
  4. Пользуйтесь для общения внутри команды чатом В Контакте, который гораздо удобнее Скайпа, почты или аськи.
  5. Если ваше iOS-приложение оптимизировано только под iPhone или только под iPad, оно будет проигрывать в поиске внутри App Store приложению, оптимизированному под обе платформы.

Итоги

Игра пользуется устойчивой популярностью и имеет хорошие отзывы и высокие оценки (4½ звезды). Игра приносит около 25 тыс. руб. в мес. и через полгода должна полностью окупить вложенные средства.

Трейлер игры:

http://youtu.be/PpbcSEGu6yY


Балда Онлайн (Lucky Words)

Разработчик: Vsevolod Volchansky
Версия: 1.47
iPhone (51.4 Мб) – $0,99 [Скачать]
UiP рейтинг: 8,5/10