Еще задолго до представления iOS 7 на WWDC`13 систему характеризовали не иначе, как “плоской”. За ее разработку отвечал известный поклонник минимализма в дизайне Джонни Айва, не скрывающий неприязни к так любимым Форсталлом скевоморфизму, глянцевости, сложным текстурам. Затем предположения о новом облике подтвердил Тим Кук на конференции D11, и сомнений уже не осталось — новая версия iOS будет предельно простой, минималистичной, “плоской”.
И вот, Apple показывает iOS 7. Она “плоская” и минималистичная? Как бы не так! Пропал скевоморфизм? Нет, нет и нет!
Я пользовался бетой iOS 7 на iPhone 5 часов 10 — слишком мало времени, чтобы до конца распробовать новую систему, но достаточно, чтобы оценить ее дизайн. Заявленные простота и отказ от “скевоморфизма” оказались мифом, который деликатно не опровергался компанией.
В iOS 6 и ниже были имитациями предметов реального мира — кнопок, металлических поверхностей, сукна, дерева. Несложными с точки зрения реализации методами достигались эффекты объема или глянца. Но при всем при этом iOS была плоской! Как минимум потому, что она была одноуровневой. Работая с системой, ты не задумывался о том, что скрывается под слоем желтой бумаги в Notes или кожи в Reminders.
iOS получила упрощенную графику, это правда. Начертания иконок стали предельно аскетичными, многие кнопки заменены прямоугольными блоками или вовсе текстами без подложек. Простую графику облекли в яркие, кричащие и порой даже агрессивные цвета. А еще системе добавили глубины — благодаря прозрачным панелям стало видно, что клавиатура ввода текста в строку Spotlight немного возвышается над иконками Home, а иконки чуть выше обоев (эффект Parallax). Три уровня iOS, которые намеренно или невольно считываются сознанием. Тут субъективно, но мне такая иллюзия объемности пространства не по душе. Не уютно. А как же скевоморфизм?
Всезнающая Википедия определяет скевоморфизм как “физический орнамент или элемент дизайна, который скопирован с формы другого объекта, но изготовлен из других материалов или иными методами”. Так ничего не изменилось. Раньше была псевдо-объемность за счет теней и текстур металла или дерева, а теперь многоуровневость бело-серого пластика и тонированного стекла.
Анимации окончательно разбивают миф о простоте. Да, они были и раньше. Но в iOS 7 их слишком много, и они очень навязчивы. Начиная от эффекта разблокировки, водопадом скидывающего иконки на рабочий стол, и до “растворения” закрытой папки. Не буду спорить, выглядят красиво, но через какое-то время такая буйная активность некогда спокойной системы начинает утомлять. Допуская недовольство пользователей, разработчики оболочек для Android со множеством анимаций оставляют возможность их отключать, но в iOS 7 никаких настроек эффектов не предусмотрено. Одно радует — хотя бы хваленый 3D Home очень быстро перестаешь замечать.
Задолго до премьеры iOS 7 заходила речь о цветовом кодировании системы. Идея отличная — присвоить каждому системному приложению определенный цветовой мотив, который со временем выстроит у пользователя однозначную ассоциацию. Но срабатывает цветовое кодирование только в том случае, если применяется последовательно и распространяется на всю систему. В iOS 7 видим частичную реализацию, а потому идея утратила свой потенциал.
Так, унифицированным цветом стал синий — он правит в Mail, App Store, Safari, Messages. Красный закрепили за Calendar, красно-розовый отдали Music, желтый ушел Notes. Комбинация зеленого и красного играет в звонилке, просто красный, как и раньше, служит предупредительным цветом. В iOS 7 видим буйство красок, которые ни капли не способствуют простоте использования операционки, а скорее отвлекают. А желтый в Notes так просто ужасен!
iOS 7 сейчас на стадии активной разработки — Apple будет собирать многочисленные отзывы бета-тестеров, анализировать их и дорабатывать систему. Возможно, в финальной версии мы увидим чуть больше простоты, чуть меньше яркости и главное — целостность. Как заметил в обзоре iOS 7 Егор, “приложения и разные элементы системы ощущаются и выглядят по-разному”. Пользуясь iOS 7, мне казалось, что я имею дело с обширной подборкой элементов дизайна, облекающих старые-добрые приложения. Они никак не хотели формироваться в единый образ, который раньше был в числе сильных сторон iOS.