9 сентября 2014 Apple выпустила джинна «3d touch» из бутылки. Называлась тогда технология иначе — Force Touch, и была важной составляющей часовой системы watchOS. Спустя год еще более продвинутый и к тому же привлекательный для масс неймингом 3D Touch (ведь мы очень любим все с «3D») стал киллер-фичей iPhone 6s. У Apple появился шанс совершить очередную революцию, улучшив взаимодействие с портативными устройствами, и заодно вывести интерфейсы на новый уровень. Но не вышло. Планшеты все еще комплектуются «одноуровневыми» сенсорами, iPhone SE за бортом, а разработчики не спешат экспериментировать с новыми возможностями. Даже конкуренты из лагеря Android поумерили пыл и среди новинок первого квартала 2016 только Meizu Pro 6 имеет экран 3D Press. Возникает закономерный вопрос — почему чувствительные к силе нажатия экраны не зашли?
3D Touch (для простоты буду называть технологию придуманным Apple именем) дисплей становится возможным благодаря железу и софту. То есть это не чисто программная фича, реализовать которую можно задним числом в любом смартфоне. Не поленись посмотреть это промо-видео в озвучке сэра Айва, ролику полагается захватывать и он с этой задачей справляется на отлично:
https://youtu.be/cSTEB8cdQwo
Аппаратная часть экрана нового типа — дополнительный сенсорный слой, способный считывать силу давления на определенную зону и отслеживать свайп с давлением. Назовем возможность базовой, таков экран во всех версиях Apple Watch. Но 3D Touch в iPhone 6s/6s Plus ушел далеко вперед. Он оснащен паттерном из 96 специальных сенсоров, которые заодно с емкостным слоем способны отслеживать давление в динамике. И это притом, что физически стекло не гуляет, оно как и прежде жесткое. Анимация ниже демонстрирует идею 3D Touch экрана:
Дисплейный модуль с 3D Touch дороже аналогов без дополнительного сенсорного слоя, у него больше толщина и вес. Но важнее другое — такие экраны не производятся массово. Это не отработанная годами технология, заказ на производство компонентов которой можно разместить на любой современной фабрике. Чтобы сделать возможным выпуск iPhone 6s/6s Plus, Apple пришлось создать новую цепочку из десятка производителей в Азии и США. И повторить такое (я уже молчу про защищенные патентами уникальные технологии) под силам далеко не каждой компании.
Фактическая труднодоступность дисплеев с продвинутым 3D Touch — только половины проблемы. Вторая часть напрямую связана с софтом.
Современный сенсорный дисплей умеет очень точно распознавать 10 одновременных касаний. Это могут быть единичные прикоснования или скользящие жесты (свайпы), а еще длительные касания. Разные их комбинации дают большую свободу при построении интерфейсов, отличный пример — четырехпальцевые жесты в iPad, позволяющие быстро переключаться между приложениями, переходить на рабочий стол и в меню многозадачности. Но с телефоном сложнее, ведь предполагается, что пользователь использует его преимущественно одной рукой. В некоторых случаях можно использовать «щипки» или свайпы двумя пальцами, но базовые способы управления ОС должны обходиться одним пальцем.
3D Touch — элегантное решение проблемы. Благодаря этой технологии пользователь может касаться экрана, нажимать и надавливать с разным усилием, да еще и свайпить без усилия или с ним. В iOS 9 Apple удачно применила новые возможности, они гармонично вписались в концепцию многоуровневого интерфейса. Надавливаешь на икнонку, выпадает список быстрых действий с приложением. Давишь на ссылку, видишь превью содержимого. Больше усилия — переходишь, «проваливаешься» на страницу. Так же и со снимкам в галерее, плюс нажатие заставляет двигаться Live Photos. Кажется, все просто и очевидно (хотя есть и неожиданные применения 3D Touch в системных приложениях), но как бы ни так!
Обзор iPhone 6s
Новаторам Apple не хватило дерзости сделать новые жесты обязательными для управления iPhone, они добавляют удобства и делают интерфейс более эффектным. Что отлично демонстрирует видео выше. При этом 3D Touch жесты требуют освоения — как минимум нужно выяснить, где в системе их можно использовать, а где они пока/вообще не реализованы.
Изменение привычек, укоренившихся за годы использования сенсорных устройств, требует времени и сил. Уверен, есть немало таких, кто на 100% и используют функциональность экрана iPhone 6s, но большинство пользователей или ограничиваются минимумом возможностей, или напрочь игнорируют 3D Touch. Как с жестами на iPad — здорово, что они есть, но лучше я по-старинке буду жать на Home.
Игнорирование 3D Touch массовым пользователем влечет за собой еще одну проблему технологии — минимальное внимание со стороны разработчиков софта. Тут стоит провести аналогию с ландшафтным режимом в iPhone 6 Plus, у которого вполне был шанс устроить революцию в среде профессионального ПО. Apple не стала усиленно продвигать такой нетипичный для смартфона формат использования, более того, iPhone 6 Plus не позиционировался как iPhone Pro. В результате, разработчики на стали тратить ресурсы на обыгрывание нужной лишь малому числу юзеров функциональности и она не зашла.
3D Touch рано хоронить. У Apple действительно получилось создать перспективную технологию и она удачно обыграна на уровне ОС и нативных приложений. Не идеально, но iOS 10 исправит основные недочеты. Что компании необходимо сделать, так это заставить пользователя выучить новую систему управления мобильным устройством. Рекламой, доходчивыми мануалами, подсказками по мере использования аппарата — все методы хорошо. А когда это будет возможно, сжечь мосты. Сделать так, чтобы без 3D Touch нельзя было использовать iPhone. Юзер пострадает, но привыкнет и будет доволен.