Сравнение iOS и Android — дело непростое. Слишком системы разные, слишком многие достоинства и недостатки относительны. И все же некоторые аспекты этих доминирующих мобильных ОС сопоставить стоит. Для общего образования и понимания, куда за почти 8 лет пришли Apple и Google. В этом чтиве я расскажу про управление смартфонов (планшетники не менее интересны, но заслуживают отдельного разбора). Где оно реализовано лучше, правильнее, более гибко. Какие наработки стоило бы перенять конкурентам, а что лучше навсегда оставить в прошлом.

Управление iPhone

Apple изначальную модель управления смартфоном с 2007 года существенно изменила дважды. В iOS 7 реализовали жестовый эквивалент действию «назад» — ввели свайп от левого края экрана к центру. Жест не реализован на уровне системы и работает только в тех приложениях, где он предусмотрен разработчиками. А в iOS 8 на iPhone 6 и iPhone 6 Plus появилась функция Reachability, призванная упростить доступ к верхней части экрана при использовании устройства одной рукой.

В остальном механика управления прежняя. У всех смартфонов есть 5 аппаратных кнопок:

  • Питания — включает экран, вызывает меню выключения, перезагружает принудительно в сочетании с Домой.
  • Домой — сворачивает активную программу, двойным нажатием вызывает меню многозадачности, троекратным активирует Гид-доступ или другие функции раздела «Универсальный доступ», в iPhone 6/6 Plus также задействует двойное касание.
  • +/– — регулируют уровень громкости звуков системы или текущего приложения, в приложении Камера делают снимок.
  • Переключатель режимов — активирует беззвучный режим.

Набор аппаратных управляющих элементов дополняют жесты. Свайпы от нижнего и верхнего края экрана к центру вызывают Центр управления и Центр уведомлений соответственно. Левая грань дисплея отдана под действие «возврат на шаг назад» (но не во всех программах).

Предложенное Apple управление всегда славилось простотой и эргономичностью. Привыкание занимает минимум времени, логика не нарушается в системных приложениях и крайне редко меняется в стороннем софте. И в том числе по этой причине операционная система воспринимается предельно целостной.

Но схема управления не поддается даже минимальной настройке. Без осуществления джейлбрейка в iPhone нельзя переназначить или дополнить базовый набор действий кнопок, аналогично не настраиваются и не задействуются дополнительные жесты.

В моделях с большими дисплеями модель управления уже не выглядит такой выигрышной. На iPhone 6 ситуация не критична — просто довольно габаритный смартфон не столь комфортен в управлении одной рукой, как его предшественники (особенно, если рука небольшая). С iPhone 6 Plus дела обстоят похуже. Даже обладатель крупных рук при типичном хвате правой рукой с трудом дотягивается большим пальцем до левого края экрана. Действие назад, которое выполняется или свайпом от левого края экрана, или нажатием на кнопку «Назад» (обычно размещается в верхнем левом углу), сильно затруднено.

Управление Android

На Android организация управления отличается от аппарата к аппарату. Кнопки управления системой могут быть физическими (аппаратными или сенсорными) и размещаться под экраном, либо быть наэкранными — как часть интерфейса. В новых версиях Android блок кнопок может скрываться в приложениях. Размещение кнопок питания и громкости также отличается — питание помещают на верхнюю или боковые грани, под или над качелькой громкости. А LG так вообще освободила грани и разместила кнопки на задней панели смартфона под камерой.

Типичный комплект элементов управления смартфона на Android 4.4–5:

Аппаратные:

Питания — включает экран, долгим нажатием вызывает меню выключения, перезагрузки, активации режима «В самолете», выбора аудиопрофиля.
+/– — регулируют уровень громкости системы, в процессе отображается меню с возможностью перехода к раздельной настройке звуков в системе.

Под экраном (нижняя панель интерфейса):

Домой — сворачивает приложение, свайпом от кнопки вызывается меню Google Now.
Назад — возвращает к предыдущему меню, долгое нажатие может быть идентично действию кнопки Домой.
Меню многозадачности — открывает меню выбора активных приложений и истории запущенных приложений.

Если говорить о вспомогательных командах, то стоит назвать свайп от верхней грани вниз — он открывает меню уведомлений/быстрых настроек. В многих оболочках Android задействован щипок по экрану, он отображает рабочие столы и настройки. Нередко вызвать меню уведомлений можно вертикальным свайпом, а в некоторых системах жест вызывает подобное Spotlight меню.

Нетипичных возможностей управления в Android масса. Некоторые аппараты можно будить постукиванием, многие флагманы снабжены возможностью приглушить звук или ответить на вызов, если поднести устройство к уху. Порой задействуются пассы руками над экраном, вызов программ/функций начертанием фигур на дисплее. Физические и виртуальные кнопки могут выполнять дополнительные команды (например, нажатие и удержание кнопки громкости вызывает камеру, свайп по Домой позволяет запустить несколько пользовательских приложений).

Особняком стоит кастомизация наэкранного блока управляющих кнопок. Порой пользователь может изменить порядок кнопок по своему усмотрению, добавить к базовому набору кнопку открытия панели уведомлений и другие. Некоторые производители позаботились о возможности принудительно скрыть панель, освободив пространство экрана.

И последний момент в организации управления на Android. Так как устройства с диагоналями 5.5 дюймов на этой ОС уже не являются редкостью, производители активно работают над упрощением использования смартфонов одной рукой. Не самое элегантное визуально, но наиболее практичное решение предложила Samsung — быстрым свайп-жестом интерфейс можно визуально уменьшить, оставив часть дисплея не задействованной. Даже на Galaxy Note 4 с 5.7″ можно получить небольшой 4-дюймовый экран и комфортно использовать его одной рукой. Менее радикальные решения — уменьшение клавиатуры и смещение панели к одной из граней, аналогично с блоком управляющих кнопок.

Так где управление лучше?

У каждой модели управления есть свои плюсы. Apple предлагает простоту и преемственность. Если ты пользовался iPhone, iPod touch, то ты без проблем освоишь любое мобильное устройство компании. Когда смартфон — это в первую очередь устройство для коммуникации и поглощения контента, то есть взаимодействие происходит в первую очередь с базовым софтом ОС и несколькими программами, подход Apple предпочтительнее. Ничего не отвлекает и все изначально работает хорошо. Также для многих рычажок включения беззвучного режима уже стал обязательным атрибутом смартфона — воспользоваться им можно не вынимая аппарат из кармана, и это здорово.

iPhone 6 Plus по качеству управления стоит особняком в семействе смартов Apple. При диагонали экрана 5.5 дюймов iOS требует две руки для комфортного управления. Reachability не спасает ситуацию. Похоже, что эта возможность создавалась для галочки, а не для того, чтобы действительно помочь пользователям.

Android очень разный. Если говорить о чистой OC в девайсах Google (теперь производства Motorola), то система довольно простая и предлагает минимум возможностей по кастомизации управления. Наэкранные кнопки в целом сравнимы по удобству с функциональной Home в паре с жестом возврата. А вот меню, вызываемые Power и кнопками громкости — большой плюс Android.

Но если принять во внимания многочисленные доработки, реализованные производителями, то Android по управлению обгоняет iOS с большим отрывом. Гибко настраиваемые кнопки, возможность вызвать дополнительные команды по двойному, тройному или долгому нажатию, вспомогательные свайпы — все это ускоряет решение повседневных задач. Другой вопрос — требуется ли такой простор обычному пользователю, но сам факт неоспорим. Система лучше подходит для решения многочисленных задач, возможно, даже одновременно, как мобильная замена рабочему компьютеру (в аспекте управления, речь только о нем).

А еще смартфонами на Android с большими дисплеями можно с относительным комфортом управлять одной рукой. Galaxy Note последних поколений, Huawei Mate7 (6″) так точно.

Что стоит реализовать Apple и Google в следующих обновлениях своих систем?

Apple нужно полноценно задействовать сенсорную площадку кнопки Home. Вызов Reachability — хорошо, но двойной/тройной тап и направленные свайпы по кнопке можно использовать более продуктивно. Также правая грань и целых четыре угла экрана все еще не приносят пользы — хотя бы опционально задействуйте их! Да и настройка назначения кнопок совершенно не помешает.

Google нужно перенять хотя бы часть новаций, реализованных производителями в модифицированных версиях Android. Как минимум, дать возможность изменить порядок и содержимое панели кнопок, разрешить пользователю ее скрывать. И жест возврата (пусть даже Apple была первой) лишним совершенно не будет — удобно ведь.

Ну и вопрос управления одной рукой смартфонов с экранами 5.5 и больше дюймов остается открытым. Нужны комплексные и действенные решения.