Американский кинематограф уже не единожды пытался возродить на экране легендарного сооснователя Apple. И в прошедший четверг, 19 сентября, в Украине состоялась премьера еще одной такой “попытки” – картины “Джобс: Империя соблазна” (в оригинале – просто “jOBS”) от режиссера Джошуа Майкла Штерна. Фильм мы ждали давно. Его релиз неоднократно переносили, а яркие трейлеры и рекламные постеры, на которых Эштон Кутчер (исполнитель главной роли) удивлял внешней схожестью со знаменитым Стивом, непрестанно подогревали к нему интерес. Стоил ли фильм этих ожиданий? – Я бы сказала, нет, и вот почему.

История

Начало картины переносит нас в 2001 год на презентацию Apple, в ходе которой состоялся дебют плеера iPod. Выйдя на сцену, свое вступительное слово Стив традиционно посвятил успехам компании и потрясающим количествам продаж яблочных девайсов. Потом “затравил” пару фирменных шуточек и гордо вытащил “1000 песен из своего кармана” – точнее, первый iPod, который должен был перевернуть наше восприятие персональной музыки.

Если вы уже успели растянуться в мягком кресле кинотеатра и развесить уши, внимая красивым и громким словам киношного Джобса, рано вы расслабились. Сюжет сперва резко перенесет нас в далекие 70-е – студенческие годы Стива. Вместе с ним мы заглянем на занятия по каллиграфии, послушаем Боба Дилана, и закинемся ЛСД в компании его девушки Крис Энн Бренан и близкого друга Даниэла Коттке.

Знаете, я пишу все эти “заглянем”, “послушаем” неспроста. – Фильм получился не целостной историей, а каким-то фотоальбомом, простой чередой эпизодов из жизни одного человека. Вот Стив в Индии пытается постичь все премудрости дзен-буддизма, а вот он уже в гараже с Возняком мастерит платы для Apple I, а теперь он выгоняет из дому свою девушку и отказывается от собственного ребенка.

Новосозданная компания “Apple Computer” разместилась в гараже Джобса

Фильм не столько отображает становление характера и гения Стива, сколько историю самой компании Apple, при этом затрагивая огромное количество деталей, мелких эпизодов и технических моментов. Во всей этой череде взлетов и падений яблочного гиганта просто потерялся человек, который за ним стоит. Даже не человек, а люди, много талантливых и преданных своему делу людей, вместо которых главные роли достались… компании и компьютерам. Apple I. Apple II. Lisa. Macintosh. Здравствуйте, приятно познакомиться.

Герои

Знаете, а Эштон Кутчер в главной роли оказался не так уж плох, и дело вовсе не в физическом сходстве со Стивом Джобсом. Многие зарубежные критики упрекали его в малой эмоциональности и неспособности передать всю глубину характера своего героя. Действительно, ни о какой “глубине” речи быть не может – так, скромное мелководье, но мне кажется, проблема не в актере.

Будем говорить откровенно – съемочная группа фильму попалась не слишком многообещающая. На счету режиссера картины Джошуа Майкла Штерна – лишь пара драм с Кевином Костнером и Аароном Экхартом в главных ролях, рейтинги которых (в смысле, фильмов, а не актеров) на всех киноресурсах ничтожно низки. А вот сценарист фильма Мэтт Уайтели даже таким скромным списком работ похвастаться не может: похоже, сюжет “Джобса: …” – первый его серьезный сценарий.

Во время просмотра фильма невозможно не ощутить его поверхностность, даже линейность, я бы сказала. Кажется, что вот сейчас эпизод масштабно развернется и мы наконец окунемся с головой в события, характеры, нравы, отношения, но сюжет снова уносит нас к новому эпизоду.

Стив Возняк, Майк Маркулла и Стив Джобс представляют революционный Apple II

Кутчер словно и пытается встряхнуть эмоциональный баланс, натянуть какую-то ниточку внутри, но сюжет ее отпускает. Что касается Джоша Гэда, исполнившего роль Стива Возняка, а также других актеров, которым достались роли друзей, коллег, врагов, акционеров компании – к ним претензий, вроде как, и нет. Каждый, по-моему, оказался на своем месте и достойно отыграл роль.

Послевкусие

Не думаю, что поход в кино на “Джобса: …” испортит ваш день или настроение, но уж точно и не сделает их лучше. Человек, далекий от мира Apple, девайсов компании и ее истории, наверняка так и не поймет, в чем же заключалась гениальность ее сооснователя, и почему “в 2012 году Apple стала самой дорогой компанией в мире” (этой фразой заканчивается фильм). А вот публика, которая больше “в теме”, точно предпочтет картине биографию Стива Джобса, написанную Уолтером Айзексоном, где история легендарного купертиновца и его команды описана гораздо качественнее и правдивее.

Я так и не поняла, по каким таким причинам к оригинальному названию фильма нужно было приписывать “Империю соблазна”, но дело даже не в этом. Как по мне, картине гораздо больше подошло бы название “Компания Apple: взлеты и падения”. Или лучше так: “Компания Apple: взлеты и падения. Краткий обзор”. Фильм сумел дать общее представление об истории гиганта Силиконовой Долины и запутанной биографии ее сооснователя, но не смог создать целостного образа и впечатления.

По мне, громче всех реплик и кадров о величии Джобса напомнили десятки iPhone и iPad у зрителей в руках.