Еще недавно никто не знал о существовании этой фотографии. Стив Джобс в очках Граучо на фоне Розеттского камня. А примечательна она не только тем, что со временем (будем честными, в определенных кругах) может посоперничать с культовым снимком Эйнштейна с высунутым языком, но и своей историей. Долгой и непростой историей взаимоотношений Стива и комичного носатого персонажа.

“Очки Граучо” — элемент сценического образа известного комика 20-х годов Джулиуса Генри “Граучо” Маркса [Вики].

Начать, пожалуй, стоит с воспоминаний владельца ресторана Buck’s в Вудсайде — Джамиса МакНивена (Jamis MacNiven). Тогда еще едва ли подозревавший о карьере ресторатора парень занимался строительными работами. Он имел неосторожность взяться за отделку первого дома Джобса в Лос Гатос и на себе ощутил сложную и конфликтную натуру владельца. “Я знал Стива, когда ему было 24. Еще до того, как свою бессердечность он развил до высшей меры безжалостности”. Главным поводом для конфликтов служил перфекционизм заказчика — Джобс создавал невыносимые условия для работы, замедлял процесс неготовностью принять банальные решения. Джамис припоминает, что он никак не мог выбрать цвет краски для стен из двух фактически идентичных вариантов. “Стив был из тех парней, которые предпочитают сидеть на полу, так как не существует достаточно классного дивана”.

Buck’s в Вудсайде: самый необычный ресторанный зал в Кремниевой долине

Они так и не смогли сработаться и в итоге серьезно разругались, но еще до этого МакНиван побывал на Дне рождения Джобса в ресторане Frankie, Johnnie and Luigi’s в Маунтин-Вью. За ужином девушка Джамиса раздала гостям очки Граучо, которые те незамедлительно одели. Шутка удалась на славу и молодые люди здорово повеселились. Все, за исключением Стива Джобса. Именинник с отвращением крутил очки в руках и не скрывал недовольства. “Он просто не хотел одевать очки Граучо”, — с улыбкой вспоминает МакНиван.

Спустя десять лет пересеклись дорожки Стива Джобса и Тома Зимберофа (Tom Zimberoff), в те годы популярного фотографа в Кремниевой долине. Том получил заказ на снимок для обложки журнала, готовящего материал о новой компании Джобса NeXT Computers. Зимбероф хорошо запомнил первую встречу с великим визионистом. Он приехал в штаб-квартиру NeXT рано утром, намереваясь подыскать оптимальное место для будущей съемки. Кабинет Стива не подходил по габаритам, но внимание фотографа привлекла реплика в натуральную величину Розеттского камня. Том решил, что это знак — позже он признался, что как в воду смотрел: “Он подходил идеально. Розеттский камень был первым планшетным компьютером”. Камень сняли со стены и перенесли в более просторный холл, временно задрапированный черной тканью.

“Я уже несколько часов занимался превращением фойе в фотостудию, когда появился Стив в сопровождении своей свиты”, — рассказывает Зимбероф. “Джобс даже не обратил на меня внимания. Он просто зашел и прокричал: “Чья это идиотская идея?” На что я ответил, что это моя идиотская идея и если ему что-то не нравится, то он может убираться к черту”. Джобс улыбнулся и извинился — “Такая у него была M.O. [lat. Modus operandi, манера вести себя]”. Несколько следующих часов Стив и Том работали над фотосессией, в результате которой появилась фотография для обложки журнала и еще много лет безызвестное фото с очками Граучо.

Steve Jobs & Nose Jobs. © 1989 – 2013 Tom Zimberoff

Причем кадр с очками получился не случайно. У Тома Зимберофа была традиция заканчивать фотосессию несколькими снимками в образе комика 20-х. “Я просил всех позирующих одевать Нос. В конце года я отсылал им эти фотографии в качестве рождественских открыток. Та еще была работенка.” — вспоминает Том. Не забыл он и случай со Стивом. На вопрос о том, как он заставил Джобса одеть очки, ответил коротко, но многозначительным тоном: “Было очень сложно”.

Уже после смерти Джобса в октябре 2011 с фотографом связался итальянский редактор, собирающий материал для книги Contatti. Этот сборник включал “контрольки” — листы, на которых размещались все кадры отснятой пленки. Автор книги предлагал известным фотографам выбрать лучшие “контрольки”, снабженные пометками и указаниями, какие именно кадры должен быть напечатаны. В Contatti было опубликовано две версии портрета с Розеттским камнем — одна без очков с заголовком “Стив Джобс”, а вторая с очками, озаглавленная “Носатый Джобс” (в оригинале — “Nose Jobs”).

The original film contacts of Zimberoff’s original magazine shoot. © 1989 – 2013 Tom Zimberoff

Обрадованный тем, что его снимки попали в сборник, Том разослал фотографии нескольким друзьям по электронной почте. В их числе оказался владелец ресторана Buck’s Джамис МакНивен. Каково же было его удивление, когда спустя более тридцать лет после памятного Дня рождения, он увидел улыбающегося Джобса в очках Граучо. В том образе, который он никак не был готов примерять на себя в 24 года.


С этого началась современная история фотографии “Носатый Джобс”. С разрешения Зимброфа МакНивен украсил снимком свой ресторан, где его и увидел заместитель главного редактора CultOfMac Джон Броунли (John Brownlee). Его интервью с Джамисом МакНивеном, Томом Зимрофом и Барбарой Варенхост оформились в статью “Nose Jobs: The Story Behind The Most Incredible Steve Jobs Photo You’ve Never Seen [Feature]“. А я постарался передать самые интересные факты, по возможности, сохранив дух оригинала.

Thinking differently about Steve. Photo © 1989 – 2013 Tom Zimberoff

Специально не стал комментировать это замечательное фото — пусть каждый из вас составит собственное мнение. Одно лишь скажу, к “Носатому Джобсу” сложно остаться равнодушным.

P.S. Том Зимроф не преминул воспользоваться потенциалом снимка и уже собирает на Kickstarter средства на публикацию постеров двух серий: “Steve Jobs and the Rosetta Stone” и “George Lucas & Yoda”. Красота в формате 18х24 обойдется вам в $25 (плюс $15 за международную доставку). Если все пойдет по плану, проект стартует в апреле 2013.