Аналитическая компания CB Insights представила внушительный список главных провалов крупных компаний. Отличились чуть ли не все именитые бренды — от Ford с непрактичным седаном The Edsel и до Microsoft с дружественным, но неподъемным интерфейсом BOB. Apple, естественно, тоже в деле — за ней 7 из 101 позиции.
Список CB Insights не ограничен во времени и включает провальные продукты в самых разных товарных группах. Главный критерий — отсутствие коммерческого успеха, влияние на индустрию или бренд, вероятно, в расчет не берется. Так как список длинный и каждый пункт требует пояснения, в статье приведу «достижения» Apple и несколько самых примечательных товаров мира высоких технологий, а про самосборные бургеры McDonalds, прозрачную Pepsi и велосипеды оружейной Smith and Wesson почитайте в материале «When Corporate Innovation Goes Bad — The 101 Biggest Product Failures Of All Time».
Главные провалы Apple:
4 место — Message Pad (Newton), 1993
Message Pad — опередивший свое время планшетный компьютер Apple и первый PDA (Personal Digital Assistant), давший имя целому классу техники. Серия устройств включала четыре модели, причем только последняя, Message Pad 2000, могла считаться серьезным игроком. Стоимость любимого детища тогдашнего CEO Apple Джона Скалли были явно завышена, и проект оказался самым убыточным в истории компании. Кстати, Newton — это название операционной системы, а вовсе не планшета.
Читайте также: «С чего начинался iPad. Часть 1 — рождение Newton»
25 место — Pippin, 1995
Собственная игровая консоль Apple с не выдающимися продажами на уровне 42-100 тыс. штук. А все потому, что возложили на устройство слишком много задач — игры, веб-серфинг, образовательные приложения.
32 место — Motorola Rokr E1, 2005
Совместный проект с Motorola позволил Apple наладить контакты с сотовыми операторами и подготовить почву для запуска iPhone. А вот музыкальный телефон был обречен на провал — Rokr E1 не умел загружать музыку из сети, его медиатека имела странное ограничение на 100 загруженных треков, интерфейс был неудобным. Джобс сделал правильные выводы.
49 место — QuickTake Camera, 1994
В 94-ом Apple была не столь сфокусированной, как сегодня. QuickTake Camera стала попыткой закрепиться на зарождающемся рынке цифровой фотографии, фактически это была первая цветная потребительская цифровая камера. Но высокий ценник ($600), память на 8 снимков, отсутствие зума и дисплея для просмотра отснятого материала, а также низкое качество фотографий сделали камеру очень нишевым продуктом. Хотя в 1997 году, спустя три модели, проект был закрыт, Time Magazine включил QuickTake в список «100 лучших и самых влиятельных гаджетов с 1923 и по сегодня».
51 место — Lisa, 1983
Разрабатываемый более пяти лет и курируемый непосредственно Стивом Джобсом, проект персонального компьютера Lisa стал совсем не тем, чем был задуман. Компьютер в числе первых получил графический пользовательский интерфейс, однако имел низкую производительность, мало памяти и стоил почти $10 тыс. Как результат — всего 100 тыс. проданных машин и смещения фокуса Apple на куда более удачный и доступный Macintosh.
79 место — сапфировые экраны iPhone, 2014
Довольно странный пункт в списке CB Insights. Аналитики посчитали достаточным фейлом попытку реализовать в массовом смартфоне защитные стекла из сапфира (что и правда вызвало немало шуму в прессе). Совместная разработка Apple и GT Advanced Technologies на данный момент не нашла применения в смартфонах, зато эксплуатируется в смартчасах бренда — версиях Apple Watch и Apple Watch Edition. Хотя такие стекла намного прочнее Ion-X Glass, применяемого в iPhone 6s, у них хуже с прозрачностью, они сильно бликуют, сложны и дороги в производстве.
81 место — Mac G4 Cube, 1999
Созданный Джонни Айвом с оглядкой на NeXTcube, компьютер занял почетное место в зале славы индустриального дизайна. Но вот с инженерной точки зрения устройство оказалось менее удачным — пластиковые корпуса первых партий Mac G4 Cube трескались, перегрев был выше допустимого. И при этом стоил компьютер на $200 дороже так же оснащенного Power Mac G4. Потребитель столько платить за красоту не захотел (да и мириться с недостатками тоже), потому в июле 2001 моноблок сняли с продаж.
82 место — eWorld, 1994
Амбициозный проект Apple и тогда еще американского провайдера AOL. Веб-сервис eWorld призван был объединить в одном месте коммуникации, документы, финансы, новости, онлайн-магазин, почту. Но промо проекта было неудачным, а стоимость подписки слишком высока. И «электронный мир» не взлетел.
Очень приятно, что ни одного существенного (стекло не в счет) просчета за Apple после 2005 не числится. Тут уже эстафету приняли другие игроки и чуть ли не половина списка CB Insights отдана сомнительной электронике. Из свежего:
3 место — Facebook Phone, 2013 — смартфон HTC First с кастомизированным Android и рабочим столом Facebook Home.
6 место — Fire Phone, Amazon, 2014 — ориентированный на пользователей сервисов Amazon смартфон с 3D интерфейсом и продвинутой системой распознавания товаров.
7 место — BlackBerry PlayBook, 2011 — производительный планшет на интересной, но местами неоправданно ограниченной ОС (даже почта c календарем были недоступны без подключения смартфона Blackberry).
8 место — Twitter Peek, Peek, 2009 — устройство для больших поклонников твиттера, показывающее только 20 символов из сообщений ленты.
14 место — Google Glass, 2013-2014 — крайне интересное устройство с позиции технологий, тем не менее не нашедшее отклика у массового пользователя. Не в последнюю очередь по причине высокой цены.
21 место — PS Vita, Sony, 2011 — игровая приставка с ценником $249-$299, слабой интеграцией в игровую экосистему Sony и малым количеством эксклюзивных тайтлов.
24 место — Zune, Microsoft, 2006 — попытка Microsoft догнать уходящий поезд и представить достойного конкурента iPod Classic. И хотя плееры играли хорошо, настоящих «киллер-фич» у них не было.
41 место — Windows Vista, 2007 — представленная спустя 5 лет после культовой XP, система оказалась перегруженной визуально и крайне прожорливой к памяти.
60 место — Google Lively, 2008 — клон Second Life, 3D симулятора реального мира. Вышел слишком поздно и сильно ограничивал аудиторию только пользователями ОС Windows.