internet-of-things-hero

Мы часто говорим о передовых технологиях в контексте улучшения (или упрощения) повседневных забот пользователя. Телефоны работают быстрее, машины заводятся со смартфона, холодильники сами заказывают еду. Хотя последнее все еще не в буквальном смысле.

Каждый из нас живет во время прогрессирующего интернета вещей и избежать всепоглощающей электронной экспансии не получится. Для постоянного и бесперебойного подключения к сети разрабатывается новый стандарт связи (это я о 5G), крупные корпорации все более настойчиво тыкают пользователям технологию умного дома, а бренды предлагают мгновенные решения по доставке собственных продуктов. Что же в этом круговороте делать человеку?

На самом деле, существует два варианта развития интернета вещей. Более того, один не исключает другой. Речь скорее об окончательной победе техники над человеком или об их равноправном существовании. Любопытно, что они вдвоем могут существовать в развитом обществе. Вопрос выбора, как говорится.

Вообще, интернет вещей ставит задание не только для сферы IT, но и для всех сфер человеческой жизни — от правовой до социальной. К примеру, умный дом позволяет в любой момент впустить курьера в дом, чтобы он доставил нужный товар. Но вот если курьер умудрится что-то свиснуть, доказать его вину будет довольно проблематично. И вообще, подобное «полноценное» общение с помощью техники может происходить только в случае одновременного развития всего социума. Потому что ты не можешь пригласить в свой навороченный умный дом курьера из неизвестной подпольной компании. И вообще, дронами нужно доставлять товары.

Футурологи, рассуждая о будущем маркетинга прогнозируют полное исчезновение рекламы, которая ориентировалась бы на человека. Дескать, раз вместо тебя молоко покупает твой холодильник, то и нет смысла предлагать тебе новые варианты потребительских возможностей. В таком случае главным победителем выступают производители, которые получают вечного клиента. Напоминает утопию — всю жизнь потребляешь одни и те же товары, не задумываясь о быте вообще.

В определенных случаях это возможно. «Идеальный цикл» интернета вещей включает в себя управление базовыми элементами твоего быта — умный дом, холодильник, стиральная машина, гардероб. В таком случае даже без твоего вмешательства (но при доступе к банковскому аккаунту), твой «виртуальный помощник» (как еще назвать эту единую сеть?) сможет самостоятельно рассчитать необходимые траты и подогнать под них заказ. Начал получать больше? Вещи заказываются не из ZARA, а из Tommy Hilfiger. Или наоборот — купил  дорогую игру для PS и лишился любимых конфет.

В таком сценарии человек становится идеальным потребителем — он не тратит силы на организацию быта, он только ею пользуется. Идеальная жизнь для Шелдона Купера.

Все те же футорологи довольно резонно предполагают «устранение» человека от бытовой работы. Хоть сейчас это и кажется дикостью, но еще 15 лет назад многие записывали телефонные номера в блокноты, а не в телефон. Сейчас же для подавляющего большинства становится чрезвычайно трудным запомнить даже пять цифровых идентификаторов. Это же касается и будущих бытовых вопросов.

Что же касаемо второго сценария? Того, в котором человек не безвольный раб машин.

Тут все просто, да и подобный вариант уже постепенно проникает в дома. Человек становится центром сети постоянных напоминаний. Как в школе, когда родители просили купить продукты — «В доме нет молока», «Стиральный порошок закончился», «Вынеси мусор». Но, ты сразу же получаешь возможность заказать со смартфона, телевизора, холодильника, стиральной машины нужные тебе продукты. Это позволяет сохранить свободу выбора, которой не обладает рациональная машина. То есть ты сам решаешь, какое именно молоко хочешь купить в этот раз.

Как итог, все сводится к двум вопросам — удобно ли пользоваться и нужна ли человеку свобода выбора. Если стиралка самостоятельно справляется с заказом порошка, тогда зачем париться тебе? Если дом без твоей помощи следит за тем, чтобы всегда были лампочки взамен перегоревшим? Хорошо это или плохо?

Вероятно, ответ узнаем уже в ближайшее время. И придет он, как и всегда, с Запада. Потому что мы пока не поспеваем за всеми трендами.