Site icon UiP

Воскресное чтиво. Бомба замедленного действия в iPhone 6s

iPhone 6s Space Gray

Спроси далекого от мира IT человека, что изменилось в iPhone 6s — вряд ли он назовет экран. Как бы не старалась Apple подогреть интерес к воспринимающему силу нажатия дисплею, для обычного юзера он не стал чем-то грандиозным. Быстрые действия для избранных приложений, оживающие обоины, Preview как в OS X, настоящий трекпад под клавиатурой — приятно, но не более. А между тем 3D Touch — это не просто очередная киллер-фича нового поколения айфонов. Неочевидно для масс да и многих вовлеченных в индустрию людей произошел мощный эволюционный рывок в одном из ключевых компонентов персональной электроники. Сравнимый с появлением eмкостных дисплеев в далеком 2007 году (когда всего одно устройство привело к концу эры кнопочных аппаратов), в разы значимее 4K разрешений и изогнутых матриц. Потому как это нововведение обусловлено не стремлением пустить пыль в глаза обывателям и увеличить продажи за счет WOW-эффекта. Экраны с 3D Touch и аналогичные технологии изменят методы управления сенсорными дисплеями, а следом и графическими интерфейсами.

Я не случайно упомянул 2007 год. Представленный тогда iPhone 2G (изначально именуемый просто iPhone) был дорогим, но не слишком функциональным устройством. В возможностях он явно проигрывал как наладонникам/коммуникаторам на Windows, так и кнопочникам на Symbian. Ох как остервенело развенчивали идею iPhone истинные гики — не умеет и десятой доли того, что полагается уметь смартфону, система закрыта и полноценно не поддерживает сторонних приложений, интерфейс с явными огрехами в эргономике! И что спасло “недосмартфон”? Правильный маркетинг Apple и емкостный экран. Ведь пока продвинутые донельзя конкуренты использовали для управления стилус либо фиксированные кнопки, этим телефоном можно было управлять пальцами. И не просто можно — отзывчивый, идеально точно распознающий касания дисплей вызывал зависимость. Ты соглашался жертвовать многим, лишь бы получать такой опыт использования.

iPhone 6s Space Gray

С тех пор экраны развивались в трех направлениях: технология изготовления, разрешение и форма.

Первый параметр определяет характеристики изображения — яркость, цветопередачу, количество отображаемых цветов, углы обзора, поведение на солнце, а также энергоэффективность. В устройствах последних лет используются IPS и AMOLED матрицы. Технологически последние совершеннее, но и IPS дисплеи имеют еще немалый потенциал. Apple в iPhone и iPad использует именно такие экраны, Samsung же уверенно развивает AMOLED-направление. Вероятно, в ближайшие годы явных для пользователя изменений в аспекте технологий дисплеев не произойдет — они достигли своего пика.

С разрешением матриц ситуация аналогичная. Преодолев рубеж в 400 точек на дюйм (ppi), увеличение разрешения экранов приобрело спортивно-соревновательный характер. Производители смартфонов чуть ли не каждый год ставят новый рекорд, но пользователь уже не способен увидеть разницу. QuadHD на 5.5 дюймах (1440 x 2560 px, 538 ppi), 4K (2160 x 3840 px, 806 ppi) — это не улучшение качества изображения, а бессмысленная гонка технологий. Применимо к смартфонам и планшетникам текущего поколения, это тупик.

Значение формы дисплеев преуменьшить сложно — со временем именно этот аспект развития экранных технологий позволит персональной портативной электронике перерасти форм-фактор “моноблок”. Но в данный момент нет ни одного коммерческого продукта с гнущимся экраном, а изогнутая форма удачно проявила себя только в носимой электронике. LG Flex и Samsung Edge модели показательны — внимание футуристичным видом привлекают, но эргономику на новый уровень не поднимают.

Умеющий воспринимать силу давления экран за рамками перечисленных направлений. Эта идея не столь очевидная, как качество картинки, ее плотность или форма подложки. Force Touch и затем 3D Touch экраны не являются прямым следствием эволюции аппаратных компонентов, их обусловило стремление улучшить качество взаимодействия с интерфейсом. Не исключено, что было наоборот и технология просто хорошо вписалась в заданный еще iOS 7 вектор движения к многоуровневости оболочки — это уже не важно. Главное, что Apple довела замысел до рабочей модели.

3D Touch экран не появился сразу. Год назад компания показала Apple Watch с дисплеем Force Touch. Это была проба пера — экран, распознающий касание и нажатие. Затем технологию опробовали в трекпадах MacBook, дополнив тактильной отдачей. Удалось не только устранить устаревший механический компонент, но и обеспечить его достоверную имитацию. Если не знать, что панель статична, ни за что не поверишь, что трекпад ноутбука лишен физической кнопки.

В iPhone 6s и iPhone 6s Plus установлен экран “3D Touch”. Вероятно, он несколько совершеннее дисплея Watch — имеет лучшую чувствительность, способен распознать нажатие и затем считать усилие с высокой точностью. Клики в iOS 9 по характеру схожи с продолжительными касаниями — вызывают меню действий или окна предпросмотра, продавливание позволяет переместиться на следующий уровень интерфейса или совершить действие. Более подробно про возможности экрана айфона расписано в обзоре, здесь же подчеркну — новая технология гармоничная связана с интерфейсом.

Пусть новые возможности экрана требуют привыкания, они не кажутся надуманными. Не на секунду не сомневаешься, что это закономерная эволюция связки железа и софта, дающая новый уровень свободы в управлении устройством. Apple явно видит большие перспективы 3D Touch, но реализует новацию неспешно. iOS 9 балует живыми обоинами, подчеркивает полезность Peek and Pop на примере предпросмотра ссылок, фотографий, контента в сторонних приложениях, покоряет трекпадом с возможностью быстро выделить текст. iOS 10 дополнит список возможностей. iOS 11 уже нельзя будет полноценно управлять без 3D Touch.

Но на Apple технология не замкнется. Еще до релиза iPhone 6s китайский вендор Huawei пообещал воспринимающий усилие экран в флагмане Mate S — это первая ласточка. Более щепетильные производители повременят год-другой, но тоже включатся в игру. У них нет выхода — айфоны традиционно задают пользовательские вкусы, да и явное улучшение возможностей устройств в флагманах демонстрировать необходимо. Вперед двигаться экранам уже некуда, почему бы не воспользоваться альтернативной дорожкой? А там и Android добавит нативную поддержку сверхчувствительных дисплеев, как это произошло со сканерами отпечатков пальцев в Marshmallow.

Как только патентные барьеры вырвут “3D Touch” из рук Apple, распространение технологии неизбежно. И касание, нажатие, продавливание дисплея станет столь же обычным делом, как приконосвение к экрану пальцем.

Exit mobile version