Каннский, Берлинский фестивали, Санденс, Оскар. Собственный кинофестиваль, съемки рекламы для люксовых брендов. Выглядит, как список достижений успешного актера, но нет. Это список достижений успешной кинокамеры. Называется она iPhone.
Первыми сделать из мобильного телефона полноценную камеру решили в Nokia. Во время рекламной кампании модели N93 финны сделали упор на то, что каждый может быть режиссером. Для этого пригласили Гэри Олдмена, сняв отличный ролик и натолкнув мир на идею о том, что фильмы можно снимать даже на собственный мобильник. Но 3,2 МП, даже с оптикой от Карл Цейс, не позволили N93 стать полноценным помощником оператора.
Но все равно, именно финны сделали первый телефон, который отснял полноценный фильм. 12 мегапикселей, которые стояли в Nokia N8, помогли режиссеру Хуману Халилу снять полуторачасовую ленту “Олив”. Конечно, никто не снимал кино, по привычке бегая с телефоном в руке. Для процесса использовали дополнительный 35-мм объектив. Но, первый блин вышел хоть и не комом, но оценивать его было особо некому. Возможно, свою роль сыграл бренд, ведь в 2011 году свое победоносное шествие к вершинам киноискусства начал iPhone. Сразу с Берлинского кинофестиваля.
Южнокорейкий режисер Пак Чхан-Ук решил рискнуть и снял короткометражку на iPhone 4. Телефону прикрутили светочувствительные линзы и отсняли тридцатиминутный ролик о рыбаке, который поймал русалку. Все это сопровождается исключительно южнокорейскими странностями и вечно дергающимся изображение, будто снимали именно с рук. Изображение сквозит артхаусом и пять мегапикселей этому только помогают. Но, либо жюри оценило смелость режиссера, либо вмешалась магия Apple, но Золотой медведь полетел в Корею, а яблочный флагман записал себе в актив первую награду.
Ценность iPhone не только в том, что он дешевле обычной камеры, а то, что он всегда у тебя в кармане. В том же 2011 году иранский режиссер, Джафар Панахи, снял небольшой импровизационный фильм, ожидая приговора суда, согласно которому он 6 лет проведет за решеткой и 20 лет не сможет заниматься кинематографом. С помощью iPhone 4 он рассказывает собственную историю и доказывает, что при желании, снимать можно всегда. Что интересно, о фильме прознали власти и для того, чтобы показать его миру, флешку с записью вывозили в торте.
2012 год стал настоящим прорывом для iPhone в кинобизнесе. Оскар! Вдумайтесь только, самую престижную награду получил фильм, частично снятый на iPhone. Осталось только дождаться статуэтки “За лучшую операторскую работу”. Если такое случится, у рынка профессиональной техники появятся проблемы. Но пока яблочный смартфон может похвастаться только Оскаром за лучший документальный фильм. А если точно, то еще премией британской киноакадемии “BAFTA”и премией московского кинофестиваля ММКФ. Все это за фильм “В поисках Сахарного человека”.
По правде говоря, документалка не задумывалась, как снятая на iPhone, но вмешалась судьба. Даже более банально, закончились деньги на оборудование. Фильм снимался на 8 миллиметровую пленку, поэтому создатели купили в AppStore приложение 8mm Vintage Camera и закончили картину. Не представляю, сколько средств они сэкономили, потратив на программу всего $1,99. Многие критики говорят, что факт съемки на iPhone сыграл решающую роль в мировом признании фильма. Опять, как и с Пак Чхан-Уном — смелость создателей и магия Apple заработали несколько наград.
После такого прорыва, снимать фильмы с помощью техники Apple стало полнейшим мейнстримом. Количества короткометражек даже не счесть, а корейцам идея так понравилась, что они начали снимать на iPhone романтические комедии. Ко двору пришелся и набирающий все большую популярность Kickstarter, который теперь “финансирует” значительное количество подобных работ. Нет, не в Корее, а по всему миру. Из последнего – короткометражка Romance in NY, снятая Тристаном Поупом на iPhone 6. Получасовое видео уникально тем, что снято от первого лица. Финансировал все, конечно же Kickstarter, а снимать картину помогали система стабилизации и штатив.
Если iPhone может снимать фильмы, тогда почему бы не снять на него рекламу? Наверное так думали боссы компании Bentley в 2014 году, прежде чем снимать ролик об автомобильных новинках на iPhone 5s. Получилось очень круто и компания продолжила свой опыт, сняв в следующем году еще одну рекламу с помощью iPhone 6. Несомненно, телефонам помогала целая армия объективов, стабилизаторов и штативов, но давайте смотреть правде в лицо — то, что Bentley не боится подобных экспериментов, только подтверждает лучшие качества яблочного смартфона.
Но как бы не был хорош iPhone и сколько бы наград не получила магия Apple, точно сказать можно только одно — IMAX камера лучше. Но для бюджетных съемок флагман из Купертино сгодится. И видишь – с таким аппаратом любой может быть режиссером.