Site icon UiP

Обзор «Papers, Please»: как на бумажной тягомотине сделать шедевр

Слава Арстотцке! Здравствуйте, товарищи. Прежде, чем приступать к дальнейшему чтению этого текста, прошу вас представить необходимые документы. Обязательным для всех является наличие паспорта с неистёкшим сроком годности, а также местом выдачи, соответствующим официальным миграционным спискам. Граждане Арстотцки, кроме этого, должны предоставить личную карту, иностранцы — разрешение на въезд, а жители Колечии — также форму биометрических данных. В связи с возросшей угрозой терактов колечианцы отдельные лица могут быть случайным образом отобраны для сканирования на предмет провоза контрабанды.

Приблизительно так мог бы начинаться этот обзор, будь он написан в вымышленном мире игры «Papers, Please». Но у нас ситуация со свободой намного лучше, чем в великой державе Арстотцка. И слава Богу.

 

Согражданам

Сразу оговорюсь: этот обзор написан прежде всего для тех, кто не имел возможности поиграть в игру на ПК или на Mac. Для тех же, кто её уже видел, незачем писать много букв. Перед нами та же самая «Papers, Please», только перепиленная под сенсорный экран.

И вот на сенсорном экране это не просто выглядит, но и ощущается действительно круто. Это именно то, чего игре не хватало, то, что доктор прописал, и в любом случае — на порядок приятнее, чем клацанье мышкой на настольной системе.

Вот вам наглядный пример из личного опыта. Каюсь, первую свою копию «Papers, Please», настольную, я спиратил с намерением потестить, прежде чем платить деньги. Проникся атмосферой, оценил идею, но — «не пошло», забросил и снёс, не пройдя и первой игровой недели. А затем услышал о выходе игры для iPad, представил игровой процесс на сенсорном экране — и с чистой совестью отдал в App Store законные $5.99, за которые игра продавалась в первые дни после релиза. О чём ни разу не пожалел.

Так что если вам понравилась задумка, но напрягали особенности геймплея на традиционном компьютере — вполне есть смысл попробовать версию для iPad. Велика вероятность, что это будет «самое оно».

А тем, кто не играл, я по-доброму завидую. У вас ещё всё впереди. Даже со всеми упомянутыми ниже оговорками «Papers, Please» — это маленький шедевр.

 

Въезжающим в Арстотцку

Примитивная графика, навевающая смутную тоску по детству и восьмибитным игрушкам, нынче в тренде, особенно у инди-разработчиков. Признаюсь, лично меня эта тенденция не радует — всё чаще возникают раздражённые мысли о том, что под видом «оригинального» минималистичного оформления нам подаётся откровенная визуальная халтура.

К счастью, с «Papers, Please» ситуация иная. Нет, там тоже довлеет минимализм в восьмибитном духе, но упомянутого раздражения он и близко не вызывает. Во-первых, потому, что у игры есть своё лицо — грубое, корявое, но оригинальное. Во-вторых, это лицо здесь уместно, подобную историю о тоталитарном государстве начала 80-х трудно себе представить в иной стилистике.

И в-третьих — потому, что на графику перестаёшь обращать внимание уже через каких-то пару минут после включения непосредственно в игровой процесс.

Итак, действие разворачивается в вымышленной стране с труднопроизносимым названием Арстотцка и стрёмным тоталитарным режимом. Некоторые видят в неё аллюзии на СССР, по моему же мнению государство ближе к ГДР; сходство усиливается городом Грештином, разделённым на Восточный (Арстотцка) и Западный (Колечия). Прочие страны, как и карта местности, также вымышлены, хотя некоторые параллели видны довольно явно: например, Републия наводит ассоциации с Францией, Объединённая Федерация — с США, а у Импора явно проглядывают японо-корейские корни.

А если вернуться к географии реального мира, то стоит сказать, что игра локализована на 8 языках, включая русский, причём с переключением непосредственно внутри приложения. Перевод не идеален, но весьма неплох — лично я заметил лишь пару неоднозначных моментов и страницу в одном из ежедневных бюллетеней, оставшуюся непереведённой (на скриншоте с «Touch and drag» выше; наверняка будет исправлено последующим патчем). А хороший перевод в данном случае — ключевой момент: ведь весь геймплей крутится вокруг документов и того, что в них написано.

 

Сотрудникам Министерства въезда

Подзаголовок к игре гласит «Dystopian Document Thriller», и ключевыми в нём являются все три слова.

О том, что света и радости в этой истории будет мало, говорит уже начальная заставка с характерным музыкальным сопровождением. Далее атмосфера только нагнетается, и очень умело — упомянутая графика как раз является одним из факторов этого нагнетания, но дело не только в ней.

И если многие игры нацелены на то, чтобы отвлечь нас от окружающей реальности на более яркие впечатления, то «Papers, Please» работает по-другому: она заставляет порадоваться, что при всех наших проблемах живём мы всё-таки не в Арстотцке.

Конкретно же геймплей построен на одной процедуре: проверка документов и вынесение решения о допуске или недопуске определённого человека в страну. Это именно то, чем предстоит заниматься большую часть игрового времени. Смотрим в бумаги, принимаем решение, шлёпаем штамп, в качестве бонуса можем выслушать благодарность или проклятия.

Вроде бы просто? Поначалу да. Но каждый новый день несёт с собой новые инструкции: для иностранцев в один момент потребуется не просто пропуск, а разрешение на въезд; для въезда с целью трудоустройства — отдельное разрешение Министерства труда; для жителей соседней Колечии — обязательный досмотр; дипломаты проходят по особым правилам и т.п. Я пока успел пройти игру дважды, с концовками на 15 и 12 день, и рекордом был набор из 4 документов: паспорт, разрешение на въезд, разрешение Минтруда и карточка биометрических данных.

И в каждом из них могут быть нестыковки — начиная от явных, вроде чужого фото, и заканчивая неверным городом выдачи, поддельной печатью или несоответствием между указанным в документах и фактическим весом человека.

Некоторые нестыковки устранимы, большинство — нет, а ошибкой считаются как пропуски, так и необоснованные отказы. А Большой Брат следит, за каждую ошибку — безжалостная «квитанция», сперва с предупреждениями, затем и с денежными штрафами.

А правила и дополнительные вводные каждый день меняются… А время на просмотр документов ограничено… А оплата труда — сдельная… А дома жена, сын, дядя и тёща, и все хотят кушать и спать в тепле… А тарифы ЖКХ растут…

Будь «Papers, Please» очередным безблагодатным раннером под маской оригинальной идеи, этого было бы уже достаточно. Но разработчик Лукас Поуп подошёл к делу с душой — и только нестыковками в документах дело не ограничивается. Здесь есть не просто сюжет, а вполне живой и динамичный мир, отзывающийся на действия игрока.

В утренней газете была статья о знаменитом спортсмене из соседней страны, обвинённом в убийстве и бежавшем от правосудия — и вот он идёт через ваш пропускной пункт. За мужем, прошедшим без проблем, идёт его жена, не получившая разрешения — а въезд для неё является вопросом жизни и смерти. Таинственный незнакомец в маске вручает вам эмблему тайного общества повстанцев, а через пару дней — весомую «премию» для стимуляции лояльности; ещё через пару дней является следователь Министерства информации с вопросом: а не было ли тут кого подозрительного?

Вот и решай, товарищ победитель Трудовой лотереи, отхвативший «хлебное место» в Министерстве въезда. Задержать ли подозреваемого, или пусть с ним полиция уже в стране разбирается? Помочь ли подпольным борцам за счастье Арстотцки (а то этого счастья вокруг явно немного) или сдать их компетентным органам от греха подальше? И что будет человечнее: пропустить женщину с просроченным паспортом, шесть лет не видевшую сына, или сразу завернуть её и потратить драгоценное время на то, чтобы заработать ещё немного денег для собственной немаленькой семьи, дабы родные не страдали с голоду-холоду?

Такие дилеммы в «Papers, Please» выскакивают постоянно. И будто мало того, что они сами по себе весьма непросты — определённые решения могут привести к совершенно неожиданным результатам. А ещё в стране происходят теракты, спецслужбы играют в свои игры, криминалитет — в свои…

Так что с триллером здесь тоже всё ОК. Более чем.

 

Заключение

Хороша ли «Papers, Please»? Безусловно. За внешним минимализмом и корявой на первый взгляд визуализацией скрывается оригинальный, глубокий и очень атмосферный проект, в который разработчик вложил не только труд, но и душу — и получил отличный результат. Унылую и рутинную процедуру проверки документов Лукас Поуп умудрился превратить в ядрёную смесь головоломки, квеста и визуального романа. 4,5 балла, а не полные 5, я ставлю приложению лишь с поправкой на субъективность собственных впечатлений.

А вот однозначно рекомендовать игру всем и каждому я бы не стал — потому что она тяжёлая. И дело не только в гнетущей атмосфере: даже на облегчённом уровне с форой в 20 игровых долларов каждый день в «Papers, Please» придётся ощутимо скрипеть мозгами. И в наш информационный век далеко не все оценят игру, которая заставит дополнительно напрягаться после и так напряжённого трудового дня.

Но если вы не боитесь такого напряжения (или можете выделить полчаса–час в выходные), получаете удовольствие от разбора мелких деталей в духе hidden objects search и неравнодушны к тоталитарной эстетике — тогда «Papers, Please» однозначно достойна вашего внимания. Только надо учитывать, что доступна она только для iPad — на экране iPhone для нормальной работы интерфейса попросту недостаточно места.


Papers, Please

Разработчик: 3909 LLC
Версия: 1.0.8
iPad (30.9 Мб) – $7.99 [Скачать]
UiP рейтинг: 4.5/5


Exit mobile version