Мобильный рынок сегодня предлагает выбор из двух «религий» — iOS или Android. Причем первая обитает лишь в нескольких актуальных айфонах, айпедах и айподах, а вторая питает тысячи самых разных устройств. Android универсален и неприхотлив, с некоторыми отличиями он присутствует в смартчасах, флагманских смартфонах, массовых планшетниках и сверхбюджетных локальных моделях. Согласно данным IDC, на эти две ОС во втором квартале 2014 года пришлось 96,4% всего мобильного рынка. 3.6% или 10,8 млн. устройство — это все, что приходится на Windows Phone, BlackBerry 10 и все другие системы. Ничтожно мало.
В чем же дело? Почему еще десять лет назад у каждого производителя была своя операционная система, а сегодня даже Microsoft с ее огромными возможностями и влиянием не может обеспечить Windows Phone (теперь уже просто Windows) достаточно места под солнцем? Что уж говорить про других игроков и претендентов на эту роль. Сегодняшняя расстановка сил — результат мудрой стратегии двух лидеров или неизбежное следствие эволюции рынка?
Смартфон (да и планшетник) сегодня — не устройство в себе. Реалии нашего времени таковы, что наличие развитой программной экосистемы является обязательным условием успешности. Смотрим на iOS и Android: есть огромные магазины софта (и его просто покупать); есть поддержка сервисов — почтовых, картографических, социальных; есть совместимость с многочисленными аксессуарами и гаджетами. Windows Phone и BlackBerry OS существенно проигрывают по этому параметру, но могут предложить минимальный базис. Пусть даже прекрасная технически Ubuntu Touch от Canonical ничего подобного пользователю не даст. На первых порах та точно.
Есть очевидные закономерности — разработчики софта делают программы и игры только для тех платформ, которые популярны и могут обеспечить покупки; производители аксессуаров и гаджетов адаптируют свои продукты под массовые платформы. Нет многомиллионных продаж смартфона/планшетника на пусть даже самой лучшей в мире ОС, значит, нет развитой экосистемы.
Apple первой взяла на себя дистрибуцию софта для своей мобильной системы. App Store забирает часть прибыли разработчика, но он является кратчайшим путем софта к пользователям iPhone, iPad, iPod touch. Сделай классный продукт и правильно его подай — будут продажи. Google Play во многом схож. У него больше, пусть и менее платежеспособная аудитория, да еще и жуткая фрагментация устройств усложняет жизнь, но магазин может обеспечить продажи.
А что Windows Phone (теперь уже просто Windows)? Согласно данным проекта WindowsPhoneApplist.com, в магазине Windows Phone Store сейчас доступно 240 тысяч приложений, тогда как на Apple App Store и Google Play приходится по 1,3 миллиона. Закономерно, что преобладает бесплатный софт, платных программ и игр в Windows Phone Store только 19%. Такая относительно невысокая заинтересованность разработчиков в площадке красноречиво заявляет — аудитория слишком мала, чтобы делать на нее ставку.
Теперь возьмем ОС BlackBerry 10. Состоянием на сентябрь 2013 года для платформы существовало порядка 132 тысяч приложений, кроме того, операционка позволяет запускать написанные под Android. Для пользователя это выход, для компании — спасательный круг, но никак не лесенка к успеху.
Итог. Тотальный перевес iOS и Android на мобильном рынке — результат изменения модели использования портативной электроники в сочетании с единственно верной политикой Apple и Google. Ставка сделана на софт, он формирует образ операционной системы, ее привлекательность. Пусть мы то и дело встречаем людей, для которых телефон — это звонилка и средство для переписки по SMS, большинству пользователей все же важна возможность установить Viber, Google Drive или Angry Birds. А кроме того подключить свои умночасы, спортивный трекер или напольные весы со статистикой. В этой реальности у нового игрока есть шанс только в том случае, если развитие его экосистемы будет форсироваться колоссальными средствами. В условиях локального рынка (например, Китая), это возможно, но мировая экспансия выглядит фантастикой.