Начну свою статью с истинного откровения — мобильная игровая индустрия сейчас находится в самом ужасном состоянии за последние несколько лет. Назвать это «кризисом» было бы даже как-то слишком мягко для текущего положения дел. Это невозможно описать ни одним, ни даже двумя словами. Зато можно описать в одной статье. Пожалуй, её вы сейчас и читаете.
Главная проблема практически всех современных мобильных игр в том, что они совершенно потеряли баланс. Тот баланс, который вынашивался на платформе J2ME (обычные мобильные телефоны) на протяжении десятилетия, там же он и формировался. Казалось, что тот формат, который выработали ведущие издатели платформы — например, Gameloft, Digital Chocolate, Handy-Games, Glu Mobile, Fishlabs, был оптимальным. Однако не сработало. С развитием более молодых и перспективных iOS и Android игровой индустрии пришлось стремительно меняться, причем зачастую — не в самую лучшую сторону.
«Против течения» решили плыть Fishlabs, свято уверенные в своей правоте. Когда iOS только делала первые шаги, Fishlabs чувствовали себя королями этой платформы — причем вполне заслуженно. Когда рынок стал потихоньку наполняться, в качестве смертельного оружия появилась шедевральная Galaxy on Fire 2, которая не оставила никаких шансов своим конкурентам. Однако когда тот самый рынок стал кардинально меняться, и верхушки топов начали занимать условно-бесплатные “фермы”, а цель разработчиков превратилась из «сделай лучше» в «продай лучше», гиганты потихоньку начали падать. Тем не менее, «боссы» Fishlabs продолжали верить, что free-to-play не оправдает себя как экономическая модель на мобильных платформах, и время мобильных AAA-проектов еще вернется, однако… Однако теперь Fishlabs больше не существует. Выводы напрашиваются сами.
Теперь же «миром» правят злые птицы и прочие однотипные казуалки, а вот большие игры оказываются в тени. И, к сожалению, далеко не из-за конкурентов. Все дело в пресловутом качестве. Если раньше iOS-игры были ничем иным, как мобильными играми с крутой (условно говоря) графикой, однако абсолютно схожей механикой, то теперь они всё активнее движутся в сторону консольных тайтлов (зачем?), до которых физически не могут дорасти. Да и какой в этом смысл? Вот как вы представляете себе, например, полноценный Mass Effect на мобилках? Да ведь его до конца попросту никто не пройдет! Сложность управления, сложность в освоении и прочие минусы консольной механики не должны присутствовать на iOS. Именно поэтому я считаю (можете закидать меня яйцами), что Mass Effect: Infiltrator был идеальным представителем вселенной на мобильных устройствах.
И именно по той же причине большие игры, на которые пытаются повесить как можно больше абсолютно ненужного функционала, обретают очень маленькую популярность. Вспомните, например, Deus Ex: The Fall. Не знаю, как вы, а для меня её прохождения превращалась в сущую боль. Гигантское количество кнопочек, тумблеров, каких-то диалогов и прочего мусора, который безусловно является важной частью консольных игр, но уж никак не мобильных. А недавний пример Bioshock подтвердил эту истину в который раз.
И это действительно удручает. Сегодня пространство для создания настоящего творчества на мобильных платформах просто огромное. Перспектив — масса. Однако же разработчики крупных проектов продолжают лишь усложнять механику своих игр, а потом удивляться, почему они раз за разом проваливаются. А затем еще и придумывают всякие MFI-контроллеры, чтобы в то безумие, в которое они превратили управление, можно было играть с хоть каким-нибудь комфортом. А времена по-настоящему мобильных игр, в которые хотелось играть, а не издеваться над собой, бесследно ушли.
К тому же из того кризиса, в котором индустрия оказалась прямо сейчас, выход будет найден ещё очень нескоро. Хотя уже сейчас потихоньку начинается «оттепель», и яркие примеры вроде Valiant Hearts: The Great War, которая обязательно получит обзор на нашем сайте, лишь предвещают светлые времена. Надо лишь надеяться на мастеров своего дела — они умеют сделать всё так, как надо.