Site icon UiP

Феномен 2048, или размышления о судьбе мейнстрима

Что для вас значит «2048»? Если это всё ещё лишь два в одиннадцатой степени, то вы давно не посещали Интернет — ведь пропустить эту одноименную игрушку с незатейливым и очень затягивающим геймплеем было просто невозможно. Буквально за месяц с небольшим 2048 заполонила планету, и теперь людей, играющих в неё, можно наблюдать буквально повсюду: в метро, в автобусе, в кафе и ресторанах, даже на парах или на рабочем месте. Некоторые скажут, что 2048 стала новым пасьянсом и будут правы. А можно посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны.

Ведь всё это мы уже видели. Мы с вами пережили эпоху повального увлечения Doodle Jump. Пережили пик истерии по Angry Birds. Пережили времена Temple Run и Subway Surfers. Да что там — пережили даже Flappy Bird! И это только касаемо мобильных игр. А в остальном мире в это время царили Gangnam Style, Harlem Shake и прочие исчадия массовой культуры. И всё это мы пережили. Ничего ли вам после этого не напоминает 2048?

Выводы напрашиваются сами собой: волнообразный всплеск активности на, в частности, мобильные игры — вполне нормальное и циклическое явление. Именно поэтому попасть в эту «волну» — заветная мечта всех без исключения разработчиков. Именно так зарождались все известные на данный момент мобильные тайтлы. Именно так появилась на свет небывалая популярность 2048.

Но что необходимо, чтобы попасть в «волну мейнстрима»? Естественно, необходимо попасть в ту точку, от которой ваше творение будет распространяться с комообразной скоростью. А вот попасть в неё можно разными путями. В подавляющем большинстве случаев предсказать всплеск активности на тот или иной продукт нельзя. Конечно, можно делать продукт с прицелом на массовых потребителей, но необходимо учитывать, что скорее всего он «не взлетит». Почти все, кто попадал в «волну», скажут вам, что считают это либо случайностью, либо вознаграждением за долгое, скучное и утомительное производство множества однообразных массовых продуктов.

Всё, что мы можем делать — это анализировать уже состоявшееся явление, пока оно ещё не полностью угасло. Поэтому на самом пике популярности 2048 целесообразно было бы определить те факторы, которые позволили ей взобраться на такую вершину:

Новизна

2048 не копирует ни одну из известных игровых механик — она предлагает пользователю нечто совершенно новое. Хоть и справедливости ради стоит отметить, что концепция 2048 не совсем оригинальна: основная идея позаимствована у мобильной игры 1024, а та, в свою очередь, берёт свои корни из проекта Threes!. Все три игры, правда, имеют некие различия в геймплее. Также стоит учитывать, что автор оригинальной 2048 не выпускал никаких мобильных приложений, а своё детище не монетизирует совсем.

Математика

2048 полностью основана на математике — более того, в Интернете уже можно найти научные работы, исследующие эту игру. И тут объяснить такую популярность нетрудно. Ведь изначально 2048 разрослась в сообществе «айтишников» (оригинальный проект вышел, напомним, на github’e). Правда, помешательство быстро перебросилась и на всех остальных. К тому же, каждый сможет потешить своё самолюбие, получив заветную ячейку «2048» в этой невероятно сложной математической игре.

Открытость

2048 была легкодоступна и открыта. Буквально за считанные дни она обраслась сотнями (если не тысячами) версиями и просто наглыми клонами. Как и всегда, это лишь подогревало и без того немалый интерес публики к игре. В конце-концов появился сервис, позволяющий создавать собственные версии 2048. Это оказалось значительным событием в истории проекта, поскольку сделало игру ещё и площадкой для различных мемов и окончательно завершило превращение 2048 в объект массовой культуры.

Свобода

В отличии от множества других игр 2048 обладает идеальной по простоте механикой. В итоге для огромного количества людей она заменила почти все остальные таймкиллеры вместе взятые (скорее всего, ненадолго).

Популярность

И, конечно же, популярность. Ведь невозможно пройти мимо игры, в которую играют почти все ваши друзья, не так ли? Именно такой расклад является вожделенной мечтой большинства игроделов. Выйти в социум, заставить людей соревноваться между собой. Так, если вы помните, происходило почти со всеми подобными проектами — от первых аркадных игровых автоматов до Flappy Bird.

Но, как и все детища массовой культуры, 2048 ожидает та же печальная участь — забвение без каких-либо шансов на возрождение. Doodle Jump больше никогда не станет столь же популярной, как ранее, а новый клип PSY никогда не побъет рекорды Gangnam Style. Во всех случаях в один момент «волна» начинает спадать. И это будет означать окончание эпохи 2048. Хорошо это или плохо — решать вам. Одно только ясно — вслед за одной волной будет другая. И это уже, как минимум, интересно.

Exit mobile version