Site icon UiP

Android Wear: как это работает и чего ждать

Сама по себе идея смарт-часов — уже далеко не новость даже с практической стороны: тут вам и великолепные Pebble, и недавно обновлённые Gear от Samsung, и другие решения. Но недавно в данном сегменте рынка произошло событие если не эпохальное, то как минимум знаковое: Google «выкатила» вариацию своей мобильной ОС — Android Wear — созданную специально под «носимые аксессуары». Мало того: в тот же день свои решения под Wear анонсировали LG и Motorola. Вкратце мы об этом уже писали, а сейчас попробуем внимательнее взглянуть на новую версию знакомой операционки.

Само собой разумеется, что мобильная ОС для смарт-часов должна отличаться (причём довольно значительно) от системы для смартфонов — оригинальный форм-фактор диктует свою специфику. В общих чертах рекламные материалы по Wear описывают эту специфику следующим образом:

Компактные и мощные устройства, носимые на теле. Полезная информация именно тогда, когда она нужна. Умные ответы на заданные вопросы. Инструменты для фитнесса. Ваш ключ к «многоэкранному миру».

В качестве иллюстрации к тому, как именно это должно работать, компания выпустила несколько видеороликов. Вот, к примеру, один из них, рассчитанный на широкую общественность; он уже фигурировал на нашем сайте, однако, думаю, не грех и повторить:

http://www.youtube.com/watch?v=QrqZl2QIz0c

А вот эта презентация рассчитана уже на разработчиков ПО  и размещена на соответствующей страничке. Однако и не-специалисты вполне могут почерпнуть из неё кое-что об особенностях работы Wear:

http://www.youtube.com/watch?v=0xQ3y902DEQ

Для тех, у кого нет времени или желания смотреть ролик целиком, выделю один ключевой момент, озвученный дизайнером Алексом Фааборгом (Alex Faaborg). По его словам, для новой операционной системы был создан принципиально новый пользовательский интерфейс, главным требованием к которому было сочетание простоты, скорости и удобства. Этого удалось добиться за счёт того, что работа системы, по сути, ограничивается всего двумя ключевыми моментами: выводом наиболее актуальной для текущих условий информации и поддержкой голосового управления.

Более подробно эта особенность раскрывается в полной версии анонса для разработчиков. Документ подчёркивает, что все приложения должны вписываться в набор из двух базовых функций, названных «Предложение» (Suggest) и «Спрос» (Demand).

Режим Suggest описывается как «поток контекстных данных». Он построен по принципу «одно сообщение за раз» и представляет собой набор «карточек» с важной в целом или значимой на данный момент информацией. Прокручивая сообщения в вертикальном направлении, пользователь может переключаться между карточками, а перемещения по горизонтали открывают дополнительные возможности. Предусмотрено и удаление ненужных карточек — «до тех пор, пока в них не появится новая полезная информация».

Выглядит всё это приблизительно вот так:

Режим Demand предназначен для случаев, когда «контекстный поток» не может предсказать, что именно требуется пользователю в данный момент. Он активируется традиционной фразой «OK, Google» или тапаньем по значку «g» на домашнем экране. После этого можно отдать устройству голосовую команду или воспользоваться списком действий с открывшейся «карточки подсказки»:

Как мы видим, выбор из списка осуществляется классическим тапаньем. Что же касается голосовых команд, то в Google обещают SDK под Wear, который даст и сторонним разработчикам полноценный доступ к этому виду управления. При этом даже допускается возможность использования одной фразы несколькими приложениями — пользователь сам сможет выбрать желаемого «исполнителя».

Раз уж мы вспомнили SDK, нельзя не отметить одно интересное событие. Сама Google пока предлагает лишь предварительную версию комплекта разработчика — она позволяет редактировать уведомления от уже существующих Android-программ, а также оценивать, как эти сообщения будут выглядеть на условном экране смарт-часов. Полноценный комплект ожидается «позже в этом году». В то же время создатели приложения Pocket, предназначенного для сохранения интересных материалов «на потом», уже представили своё программное решение для Wear. Что примечательно, речь идёт не об отдельном приложении, а именно об SDK, который позволит всем желающим встраивать в свои творения отдельные функции оригинального Pocket.

Возвращаясь к интерфейсу, стоит сказать, что Google выработала довольно чёткое и своеобразное видение по поводу user experience на носимых устройствах. Это видение включает в себя 4 основных принципа:

Оперативность и самостоятельность. В данном случае эти два понятия тесно связаны: гаджет с Android Wear не столько реагирует на команды пользователя, сколько сам следит за окружающей обстановкой и выводит уведомления «на своё усмотрение», в нужном месте и в наилучшее время. Необходимые данные система может получать с самых разнообразных сенсоров, начиная от акселерометра и заканчивая фитнесс-датчиками.

Минимум действий со стороны пользователя. Этот принцип логически следует из предыдущего. Ввод требуется лишь тогда, когда без этого никак не обойтись, и осуществляется максимально простыми методами — голосом и элементарными жестами, которые не требуют высокой точности движений.

Читабельность. Экран носимых устройств невелик, а пользоваться ими приходится постоянно. Поэтому все уведомления должны быть максимально лаконичными, информативными и удобными для восприятия. (Кстати, эту особенность неплохо видно на приведённой выше иллюстрации к режиму Suggest: даже фон, на котором располагаются карточки, подбирается под ту или иную текстовую информацию).

Полезность. Google прямо сравнивает свою разработку с личным помощником, который знает хозяина и его предпочтения, всегда готов ответить на вопрос и даже «перебивает лишь тогда, когда это абсолютно необходимо».

Именно на эти принципы и советуют ориентироваться разработчикам сторонних приложений под Android Wear.

 

Итак, что же мы имеем в итоге? Несмотря на то, что смарт-часы с Android Wear явно не рассчитаны на роль самостоятельных гаджетов, Google замахнулась на нечто ощутимо большее, чем простой наручный экран для уведомлений с набором внешних датчиков. И лично по моему скромному мнению, это «большее» получилось достаточно самобытным и в хорошем смысле двойственным. С одной стороны, Android Wear предлагает обширные возможности для дополнительных приложений, с другой — предусматривает для них чёткие рамки, вполне соответствующие особенностям смарт-часов как отдельного класса гаджетов. Не стану однозначно предсказывать новинке коммерческий успех, однако повод для беспокойства у конкурентов определённо имеется. И как знать: возможно, благодаря Android Wear мы увидим долгожданные iWatch от Apple хотя бы на пару недельраньше, чем изначально предполагалось.

Exit mobile version