Site icon UiP

Джейлбрейк iOS 7. Почему я “за”, почему я “против”

На днях мы устроили опрос, в котором попросили наших читателей выразить свое отношение к джейлбрейку и отписаться, зачем именно вам нужен “побег из тюрьмы”. На данный момент примерно 70% опрошенных ждут джейла, кто-то даже готов “скинуться” на благое дело, но некоторые комментарии несколько напрягли нашу редакцию.

Будучи сторонником джейла, я задумался, какие последствия повлечет за собой релиз общедоступной утилиты для “взлома”.

Твики, радость и открытость

Так уж вышло, что iOS в целом и iOS 7 в частности – одна из самых закрытых мобильных платформ на рынке. Она хороша из коробки, она не фрагментирована, но единственный элемент кастомизации – это возможность сменить обои. Все. Поменять цвет клавиатуры, назначить собственные программы в Центр управления и много чего другого пользователь не может. Именно поэтому мне так не терпится дождаться джейла.

Еще одним положительным аспектом является существования Cydia как альтернативного магазина. App Store иногда очень привередлив, а в некоторых случаях вообще не заслуживает доверия. Де факто App Store – это такая естественная монополия, существующая в рамках яблочного мира. И как только девелопер хочет задействовать те инструменты, которые Apple, подобно дракону из сказки, хочет оградить от чужих глаз – его разработка не попадает в магазин приложений. Это касается и программ для скринкаста, и модификаций встроенного словаря, и кастомизаций системы. Насколько крутыми не были бы программисты, дизайнеры и инженеры из Купертино, свежий взгляд молодых разработчиков из Cydia всегда был на шаг впереди. Вспомните, например Auxo, появившийся еще на iOS 6, или поразительную концепцию Velox или маленькие утилиты вроде Triple Tap to Clear, которых так не хватает iOS. Джейл решает все проблемы. После выхода инструмента для “побега” iOS в Cydia появятся твики на все случаи жизни. И самое прекрасное в этом то, что даже сейчас, зная все недостатки iOS 7, я не могу даже представить в какую сторону пойдет мысль разработчиков. Но уверен, что среди простеньких утилит и очевидных софтин появятся настоящие находки. И это круто.

Таким образом, Cydia – это что-то вроде самиздата в замкнутом авториртарном государстве. Ну, а App Store – официальное издательство страны с красивыми книжками, согласованными с идеологической линией партии =).

Но у обилия твиков есть и жирный минус, который, скорее всего, коснется лишь “избранных”. Это та нагрузка, которой подвергается система при установке большого количества сторонних утилит.

В отличие от “яблочных” разработчиков герои Сидии редко согласовывают друг с другом всевозможные аспекты работы своего софта. И дело даже не в конфликтующих жестах иди функциях, а в банальном “съедании” оперативки и, как следствие, подтормаживаниях системы. Саша Питерман, например, несколько неохотно ждет появления Jailbreak на iOS 7, ведь в сервис понемногу начнут приходить iЮзеры, искренне не понимающие, почему же глючит девайс, на котором установлено под 20-30 твиков да еще и шизофреничная тема для Винтерборда впридачу.

Пример “насилования” системы

И это проблема как для Apple, так и для имиджа системы в целом.

Халява, in-App purchases и жлобство

Но у Jail’a есть и обратная сторона. Это возможность бесплатной установки дорогостоящих приложений из App Store. И даже закрытие Installous никак не повлияло на ситуацию. А дело в том, что народ падок на халяву. Купить устройство за 25-40 тысяч, а потом жалеть 1$ на покупку каких-нибудь Angry Birds – это поразительно. И я понял бы, если бы дело было в только в естественных трудностях (например, карта не привязывается к Apple ID), но когда есть и виртуальные карты, и вполне доступные подарочные, то я не вполне понимаю, в чем проблема. Конечно, трудно, выклянчив iPhone на день рождения, просить еще 50$ на софт…

А все дело в том, что даже в виртуальный век многие не понимают, что за иконкой какого-то приложения скрывается множество человеко-часов, бессонных ночей и идея, с большим трудом доведенная до стадии реализации. Большее количество софтовых мобильных разработок – это старт-апы, от успеха которых зависит дальнейшая судьба разработчиковв. И бесплатная закачка их софта – это ничто иное, как воровство, хотя и не в привычном “физическом” смысле. В общем и целом, в отличие от консольного рынка, на котором цена на хорошие игры начинается от 40$ и от рынка “серьезного” ПК софта, который стоит и того дороже, App Store – крайне удобная для потребителя платформа. И воровать несчастный 1$ (пачка не лучших сигарет, банка Кока-Колы, гамбургер из Макдональдса) – жлобство.

За этим следует еще одна проблема – обесценивание софта в глазах потребителя. Та вещь, на которую тратишь деньги, всегда западает куда сильнее, нежели шустренько скаченная программа. Обесценивание касается и музыки, и фильмов, и любых других видов виртуального контента. Вот, скачав ту или иную песню, вспоминаю, как в детстве, купив на карманные Nevermind Нирваны, заслушивал диск до дыр. А теперь любая, даже самая гениальная песня – это лишь 5-7 Мб на жестком диске.

С другой стороны, провисание цен в App Store вызвало ответную реакцию со стороны крупных издателей.

Есть множество способов капитализации игрового контента. Мне больше всего нравится концепция DLC и Season Pass, которая прижилась на консолях. Купив однажды полноценную игру, юзер может доплатить n-ную сумму за дополнительные карты, новые сюжетные главы или предметы. Это удобно, поскольку цельное впечатление от игры можно получить и без дополнительных вложений, а если уж проект приглянулся и затянул, то почему бы не доплатить?

Второй вариант – это расширение функционала приложение за счет доп. покупок, что в целом сходно с игровыми DLC, но существует в несколько другой плоскости виртуального контента.

Третий – тиражирование игры по эпизодам, что мы можем видеть в The Walking Dead или The Wolf Among Us. Одна из самых “жадных” систем, но при этом вполне понятная пользователю.

Четвертый – введение реальной валюты в игровой мир, что особенно популярно в MMO-проектах. Но и тут есть исключение: упорный и трудолюбивый юзер вполне может достичь почти всех “платных” преимуществ за счет потраченного на игру времени.

Пятое – подписка. Примерно на такой основе существует Whats App.

Шестой – реклама. Внутренняя реклама в популярном софте вполне способна не только окупить проект, но и принести существенную прибыль.

И т.д. и т.п.  Но меня, честно говоря, берет злость, когда я вижу, что разработчики типа Chillingo, выпуская амбиционзный проект, делают из него монструозную деньговыжималку, добавляя и рекламу, и “реальную” валюту, и платные дополнительные уровни и все это в одной игре. Именно в так случаях, видя чрезмерную жадность разработчика/издателя я могу понять “взлом” приложения. И даже как-то призывал к нему читателей =).

Но если речь идет, например, о Tweetbot, который практически на коленках сделали 2 парня и переплюнули при этому всю комманду Twitter, то стремление “не платить” вызывает скорее неприятие.

Итого

Джейлбрейк мне нравится. Вокруг него уже сформировалась обширное коммьюнити, живущее практически самостоятельной жизнью. Это сообщество изобилует идеями, наработками и трудолюбием, которому многие могут позавидовать. И, честно, мне очень хочется, чтобы оно развивалось, чтобы новые твики поражали воображение своей реализацией, создавая вокруг себя ажиотаж, сравнимый с новыми Angry Birds или некоторыми обновлениями iOS.

Но стоит ли игра свеч, если разверзнутся “ворота в ад” с кучей проблемных ситуаций, цветущие пиратством (при этом наглым и неоправданным) и воровством? Думаю, не совсем. Наша свобода размахивать кулками кончается ровно там, где начинается лицо другого человека. Наша свобода устанавливать твики и модернизировать систему, стало быть, кончается там, где начинается кошелек разработчиков.

Я против джейла, если под ним подразумевается безграничное пиратство. Я за джейл, если мы говорим о полезных твиках. Примерно так.

P.S. Пиратство уже давно стало неотъемлимой частью нашей жизни, и в ближайшие пару лет с этим ничего не поделать. Самому трудно отказаться от подобных “послаблений”. Но иногда стоит задумываться и не превращаться в бездумного клептомана. Вещь, купленная на “свои кровные”, всегда дороже шустренько “позаимствованной” безделушки.

Exit mobile version