Уже скоро в штатах состоится премьера фильма “jOBS”, байопика о жизни основателя Apple. 122 минуты экранного времени будут посвящены жизни Стива в период между 1971 и 2001 гг., от основания яблочной компании до презентации первого iPod. И как бы меня не пробрал до мурашек первый официальный трейлер фильма, в который хитрые создатели приплели легендарную рекламу “The Crazy Ones“, по определенным причинам я ожидаю провала. Ворота в ад под ногами съемочной группы, конечно, не разверзнутся, но и восторженной похвалы создатели не получат. Слишком многое играет не в их пользу.
1. Бюджет
Официальный бюджет “jOBS” равняется примерно $8.5 млн. Это не деньги высококлассного проекта. В наше время продюсеры и студии выделяют такие суммы исключительно на фильмы категории “B”. Для сравнения, “Социальная Сеть” Дэвида Финчера обладала бюджетом в $40 млн. Конечно, бывают случаи, когда буквально на коленках без капитала группа энтузиастов создает истинный шедевр. Но данного проекта это не касается, и вот почему:
2. Съемочная группа
Это, кажется, самое слабое место картины. Давайте отбросим в сторону актеров, о них поговорим отдельно, и попробуем сосредоточиться на сценаристе, режиссере и операторе. За сценарий “Империи Соблазна” (что за ужасная самовольность со стороны переводчиков?) отвечает никому доселе неизвестный Мэтт Уайтли. И можно сколько угодно тешить себя надеждами, что, возможно, Мэтт – гениальный самородок, но шквал критики после премьерного показа картины доказывает скорее обратное. Режиссером выступил Джошуа Майкл Штерн. Он отметился лишь двумя проектами: претенциозным, но середнячковым фильмом “Неудачник” (Neverwas) и слабоватой трагикомедией “На трезвую голову”, которая с треском провалилась в прокате. Оператор – Рассел Карпентер, работавший над таким бриллиантом кинематографа, как “Титаник”. После этого успеха, увы, Рассел переключился на более слабые картины вроде “Значит, война”, “Ангелы Чарли” и “Если свекровь – монстр”. Как-то не очень…
Понимаете, что это значит? Еще до начала съемок студии и продюсеры доверили картину мастерам средней руки, которым не под силу визуализация истории жизни одного из самых экстравагантных и интересных людей нашего времени. Мэтт, Джошуа и Рассел даже не виноваты. Учитывая бюджет и их способности, шансы на успех были невелики с самого начала.
3. Эштон Кутчер
Мистер “Где моя тачка, чувак?” фантастически похож на Стива Джобса. Некоторые моменты в дебютном трейлере заставляли меня подпрыгнуть от удивления, будучи уверенным, что я увидел призрак. Казалось бы, лучшей кандидатуры на роль не найти, но я не уверен, что Эштон потянет. Многие потешались над его карикатурной сутулостью и изорванной жестикуляцией в первых доступных фрагментах картины и, кажется, были правы. Глядя на некоторые сцены, так и хочется закричать: “Не верю! Это не Стив! Это ведущий “Подставы”, который вместо поисков тачки решил заработать на компьютерах”.
В образе Джобса проглядывает и другой сильный минус, подмеченный Стивом Возняком, сооснователем Apple. С одной стороны, он опасается, как бы из Джобса не сделали святого, каким он никогда не был. У него были свои недостатки, он был авторитарным руководителем, жестким и, возможно, черствым. Но, черт возьми, нам он нравится именно таким. С другой стороны, Возняк подметил, что Эштону, как актеру, не удалось даже отдаленно перенести характер своего героя на большой экран.
4. Стив Возняк
Джош Гэд, быть может, и хороший актер, но именно в “Джобсе” он выглядит даже более карикатурно, чем жестикуляция Эштона Кутчера. Мало того, что он совсем не похож на своего прототипа, так еще и роль ему в фильме отведена специфическая. Судя по доступным видеофрагментам, Воз в фильме – лишь подпевала, обычный нёрд, неспособный увидеть то, что сразу осознал “великий Джобс”. На деле же почти во всех биографиях отмечается, что Воз и был идеалистом, который подсознательно старался “Think Different” и хотел изменить мир. Его тезка же был настроен более практично: его интересовала прибыль. И тут мы приближаемся вплотную к пятой причине.
5. Биографичность
Именно имя Стива заставит миллионы людей прийти в кинотеатр. Но тут следует быть внимательным: живы еще те, кто лично знал главного героя, есть десятки авторизованных и неавторизованных биографий, благодаря которым каждый может узнать правду или что-то похожее на нее. Я уверен, что многие поклонники Apple знают биографию основателя компании куда лучше, чем режиссер, сценарист и исполнитель главной роли вместе взятые. Именно биографичность картины, ее претензия на историческую достоверность с определенной долей художественных допущений будут последним гвоздем в гробу фильма. Ведь все намекает на то, что художественных “допущений” в фильме вагон и маленькая тележка. А от реальности остались лишь яблочные продукты и места съемок.
Стив стал легендой именно потому, что он был живым человеком. Он легендой не родился, он не был светочем с самого начала. Однако, кажется, создатели уверены в обратном.
Жанр байопиков крайне популярен в наши дни. Такие фильмы завоевывают Оскары (“Авиатор”, “Линкольн”), собирают кассу и заставляют все медийное пространство говорить о себе. “Джобс: Империя Соблазна” невольно будет сравниваться с такими шедеврами, как “Социальная сеть” или “Пираты Силиконовой долины”. Но следует помнить, что это по-настоящему шикарные фильмы. В последнем Ноа Уайли играл не легенду, он воплотил в себе гениального социапата, визиониста, чье восприятие реальности и будущего действительно изменило мир. А Эштон пытается изобразить на экране странного хиппи, который грезит мечтами, с которыми настоящий Стив не продвинулся бы дальше гаража в Лос-Альтосе.
Возможно, я не прав. Возможно, премьера финальной версии взорвет наше сознание и действительно докажет, что “jOBS” – гениальный или хотя бы “крепкий” фильм. Но, честно говоря, слабо в это верится.