Согласитесь, очень важно иметь ощущение от соприкосновения с чем бы то ни было. В хорошую вещь всегда вложена мысль о ней. Особые чувства испытываешь, когда садишься в салон Audi, пишешь на хорошей бумаге перьевой ручкой Montblanс, надеваешь на руку швейцарские часы, перелистываешь страницы блокнота Moleskine со своими записями. Желание пользоваться всем этим проистекает не из статуса вещи, ее цены или попытки удовлетворить свое самолюбие, а из ощущения законченности, совершенства, ощущения того, что продукт сделан с любовью и воплотил в себе лучшие мысли его создателей. Такие вещи становятся классикой. Отношение к ним выходит за рамки утилитарного общения человека с предметом. Прикасаясь к ним, всегда испытываешь удовольствие, они вдохновляют на более эффективную работу, на более благородный образ жизни (когда на вас костюм, вы чувствуете и ведете себя совершенно иначе, чем если бы вы были в рваных джинсах и футболке). Держу в руках свой старый и потрепанный жизнью iPhone 4 и понимаю, что все, написанное выше, в полной мере относится к нему.
Чем руководствовались создатели этого чуда? Они хотели сотворить совершенное устройство и последовали завету Микеланджело. По его словам, чтобы выточить гениальную скульптуру, нужно взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. Именно ощущение цельности и отсутствие “лишнего” поразило меня, когда я впервые взял iPhone 4 в руки. До его покупки я перечитал десятки обзоров, пересмотрел сотни фотографий; даже на картинке он производил сильное впечатление. И вот он оказался в моих руках: монолит, удивительно тонкий и легкий, стеклянные панели спереди и сзади, холодящая руку металлическая окантовка, благородный черный цвет и красивая гармоничная форма прямоугольника с закругленными углами.
В Apple всегда прекрасно понимали, что важен целый спектр ощущений от устройства: визуальное, тактильное, слуховое, важны тысячи мелочей, которые вкупе образуют общее впечатление: это и ход кнопок, и незаменимый рычажок переключения в беззвучный режим, который, находясь в этом самом режиме, открывает маленькую оранжевую полоску, это и металлическое колечко вокруг камеры, и квадратик с закругленными углами на кнопке Home, который повторяет форму иконок приложений и намекает на форму смартфона, это и гладкость стекла, и приятный вес, и т.д. Если бы все в этом мире было сделано с такой точностью и кропотливостью! Если бы к этому прислушались хотя бы конкуренты Apple! Пока они лишь пытаются поразить нас множеством функций и цифр (частота процессора, объем оперативной памяти и прочее). Невольно вспоминается отрывок из “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери: “Когда говоришь взрослым: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”, – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, – и тогда они восклицают: “Какая красота!” Кстати, нетрудно заметить, что Apple даже в рекламе своих устройств концентрирует внимание не на цифрах и характеристиках, а на опыте использования, на красоте и удобстве своих продуктов.
В промо-видео iPhone 5 главный дизайнер Apple говорит, что iPhone – это устройство, которое все время с нами, в наших руках, которое мы постоянно используем. Пожалуй, это верно. Мой был со мной во многих странах и путешествиях, в нем тысячи заметок и фотографий, любимая музыка и любимые книги, мое расписание, списки дел и пожеланий, переписка с близкими людьми и много всего другого. Можно переиначить знаменитую поговорку и сказать: “Покажи мне свой iPhone, и я скажу, кто ты”. Напрашивается вывод: iPhone – не просто средство связи и электронный органайзер, а настоящий друг и помощник.