В современном мире многие вещи считаются произведениями искусства. Возможно,  не все воспринимают в качестве шедевра “Черный квадрат” Казимира Малевича, но что вы скажете о “прямоугольнике с закругленными углами” от Apple? В центре современного искусства в Пекине появилась неоднозначная экспозиция, центральной фигурой в которой является планшетник.

Автор “скульптуры” под названием ON | OFF – молодой художник Ляо Ли. До этого он работал под прикрытием на сборочной линии завода Foxconn. Через 45 дней купил на зарплату один iPad. Именно его Ляо и выставил в качестве экспоната. А рядом прикрепил свою белую робу, бейджи и заключенный в рамку контракт.

В композиции заложено много всякого смысла, но самое интересное – это отзыв автора о работе в Foxconn.

“Я не думаю, что этот опыт изменил мое представление об Apple. Зато мне стало ясно: многие “яблочные” продукты на самом деле не имеют ничего общего с рабочими, которые их сделали. Для большинства из них Apple – просто название, логотип”, – поделился Ляо.

“За пределами завода мы друг друга не узнавали”

Приводим выдержки из интервью Ляо о его работе на заводе Foxconn

Где вас взяли на работу, и как это произошло?

“Я устроился на завод Foxconn в Шэньчжэне. Я был удивлен, что устроиться туда было легко. Я всего лишь предоставил свои данные, прошел медосмотр и собеседование. Если вы довольно образованы и без критических физических недостатков, вас возьмут”.

Каковы были ваши обязанности?  

Я работал в секции “автоматического оптического контроля”  – отбраковывал печатные платы.

Что удивило вас больше всего?

Поразили масштабы завода. Фактически это город: с супермаркетами, ресторанами, спортивными залами, плавательными бассейнами и даже колледжами. Как только вы входите на территорию, то чувствуете, что, в общем-то, возвращаться и не надо. Что касается безопасности, то система действительно такая строгая, как я себе представлял: на входе/выходе меня проверяли каждый раз.

Работа оказала тяжелее, чем я думал: 12 часов в день (десять часов у конвейера, два часа на обед и ужин).  Скучное и повторяющееся занятие. С начальством можно говорить только о работе. Если мы видели друг друга за пределами завода без нашей формы, то не узнавали.

Условия жизни в общежитии примерно на одном уровне с университетской общагой. Спали на двухъярусных кроватях. В моем номере одновременно жили не больше восьми человек. Но фактически людей было больше: одни просто работали в дневную смену, а другие – в ночную.

Ляо никогда бы не возвратился в “застенки” Foxconn. По его словам, он работал там лишь ради искусства.

Смотрите также фоторепортаж с завода Foxconn.

[New Yorker]