Сегодня мы расскажем довольно забавную историю про то, как появилась столь привычная нам сегодня кнопка «ОК».
Историю про то, как Стив Джобс «позаимствовал» у Xerox идею графического интерфейса знают многие. Но мало кто себе представляет, насколько колоссальный труд был проделан работниками Apple, прежде чем чужую идею удалось адаптировать под нужды компании. Все же графический интерфейс это не маленький предмет, который можно вынести, спрятав в кармане. Следует не забывать еще и то, что реализовать подобное, используя скромные возможности компьютеров того времени, было совсем не просто.
Прежде чем достичь сколь-нибудь заметных результатов, программистам пришлось решать немало вопросов. Причем, из сферы не только программирования, но и эргономики. История разработки интерфейса сохранила и некоторые забавные случаи.
Нужно отметить, что большинство ученых и инженеров того времени вообще с презрением относились к персональным компьютерам, считая их не более чем игрушками. Многие, но не Ларри Теслер (Larry Tesler), стоявший у истоков разработки графического интерфейса в Xerox PARC. В итоге он даже перешел на работу в Apple в 1980 году, подключившись к команде, занимавшейся Lisa, а затем и к команде Mac.
Под руководством Ларри велись не только разработки. Он стал инициатором проведения тестов «в полевых условиях». Идея была в том, чтобы понять, насколько простому пользователю, вообще не знакомому с компьютером, будет понятно происходящее на экране. Для этих тестов Ларри приглашал своих родственников и друзей. Все проводилось в обстановке строжайшей секретности.
Пользователям объяснялось лишь, как работать с мышью, да самые основы зарождающейся ОС. Все остальное они должны были делать сами. При этом их просили озвучивать все свои действия, догадки и вопросы вслух — велась аудио- и видеозапись для дальнейшего анализа.
И вот, во время одно из первых тестов наблюдатели заметили, что когда компьютер спрашивал подтверждения выбранного действия, большинство пользователей предпочитали нажать «Cancel», вместо «Do It» («сделай это», такая надпись была изначально на кнопке «ОК»). Закончилось же все тем, что один из пользователей, столкнувшись с диалоговым окном не стал ничего нажимать, а просто рассердился. На вопрос наблюдателя, что именно его так смутило, он ответил: «Я не болван! Почему ваша программа называет меня болваном?»
Дело оказалось в том, что разрешения экранов тех лет оставляло желать много лучшего, о Retina еще никто даже и не мечтал. И человеку с не слишком хорошим зрением могло показаться, что надпись на кнопке гласит не «Do It», а «Dolt» — «болван, дурень». Ведь буква «i» в верхнем регистре очень похожа на букву «l» в нижнем.
После недолгого обсуждения, разработчики решили, что надпись «ОК» будет оптимальнее. Так оно и повелось с тех пор. Впоследствии такая кнопка перекочевала в Windows, а оттуда и в другие операционные системы.