После выхода Apple Music вопрос подписчиков меня интересовал больше всего. Казалось, в мире уже больше миллиарда айфонов и чего стоит каждому сотому подписаться на хороший сервис? Как оказалось, цифру я почти угадал, но с оценкой сервиса промахнулся.
Нет, писать о проблемах Apple Music я не буду, потому что это уже неактуально. Время багов и вылетов в прошлом, сервис серьезно допилили в iOS 9.2 (хотя у меня слетела офлайн музыка при обновлении). Речь пойдет о том, достигла ли Apple Music целей, которые ставила перед ней Apple и куда движется сервис.
Начнем с количества подписчиков (обычно именно этой цифрой оценивают успешность). Аналитики говорят о 8 миллионах слушателей, которые ожидаются до конца 2015 года, сама компания два месяца назад говорила о 6.5 миллионах подписавшихся. На то время в Китае еще не закончился период бесплатной подписки — это еще 8.5 миллиона слушателей. Плюс постоянно меняющееся число пользователей на трехмесячном триале (бесплатном пользовании). В связи с этими цифрами можно утверждать о том, что Apple Music до конца года соберет 8 миллионов подписчиков.
С прогнозом на 2016 сложнее — грядет iOS 10. Судя по предыдущим годам, если в условной iOS 9.4 Music будет работать хорошо, то новая прошивка может завалить годичный труд. А учитывая конкуренцию на рынке, никто не будет долго ждать. С другой стороны, на июньской конференции Apple может вытащить несколько тузов из рукава. В пользу роста играет и выход iPhone 7. Флагман нынешнего года показывает хорошую динамику переманивания Android-юзеров, что дает почву для оптимизма касательного и нового айфона. Основываясь на этих показателях, аналитики прогнозируют 20 миллионов платных подписчиков к концу 2016.
Если сравнить с конкурентами, то выше Apple уже сейчас только один сервис — Spotify. Речь идет только о платной подписке. Всего у шведов 75 миллионов юзеров, из которых только 20 миллионов оплачивают подписку. А значит, всего за полтора года Apple Music может достичь того же результата, что и Spotify за 9 лет. Однозначный успех, если не брать ко вниманию тот факт, у Купертино намного больше возможностей. Главная проблема шведов — необходимость максимального количества треков, чтобы привлекать слушателей. Чем больше подписчиков, тем больше часть из них оплачивают подписку. Тем больше денег, чтобы выплачивать лейблам. Вот только постоянно растущая база бесплатных подписчиков вызывает негодование у музыкальных компаний, которые не привыкли заниматься благотворительностью. Соответственно, чтобы их задобрить, Spotify приходится постоянно поднимать планку выплат. Замкнутый круг, из которого не выбраться.
У Apple же есть самый большой цифровой музыкальный магазин, который приносит огромный доход и чрезвычайно востребован у артистов. В Купертино ни на кого не давят, заставляя стримить музыку — не хочешь, продавай альбомы. Тем более что подобная стратегия приносит Apple огромную прибыль. Возьмем, к примеру, последний альбом Адель “25”, который доступен только к покупке.
Apple зарабатывает на каждом альбоме 30%, что дает приблизительно $3,30 с каждой копии. В случае, когда пластинка попадает в Music, в Купертино получают только маркетинговый бонус, существенно теряя в материальной прибыли. Намного выгоднее подержать альбом месяц в iTunes Store, после чего с помпой объявить, что Apple Music — первый стриминг-сервис, где появится “25”. Идеальный злодейский план, который музыкантам выгоден не меньше.
Что же получается, довольны ли в Apple музыкальным приложением? Да. Во-первых, потому что основная его задача — дать дополнительный стимул к покупке iPhone. Во-вторых, сервис бы давно уже перескочил 10 миллионов подписчиков, но помешала ужасная реализация сервиса на первых порах. В-третьих, еще неизвестно, сколько народу оформит подписку на Android и Windows Phone. В-четвертых, у Apple на музыкальное приложения огромные планы, о которых поговорим подробней.
Конкуренция заставляет не только улучшать качество предоставляемых услуг, но и давать пользователям новые возможности, которых нет у конкурентов. И если Spotify занимается борьбой с жадными музыкальными продюсерами, то у Apple все ограничивается только фантазией. Есть, конечно, еще и Google, но те особо не уделяют внимания собственному стриминг сервису.
Apple сразу же начала предлагать подписчикам уникальный контент — радио Beats 1 и социальная сеть Connect. Собственная станция является центром всей музыкальной деятельности компании (iTunes вынесем за скобки). Она обеспечивает то, чего нет у остальных сервисов — коммуникацию с исполнителями. На Beats 1 приходят анонсировать/представить альбом/сингл, объявить о предстоящем туре и т.д. Все интервью можно не только прослушать, но и посмотреть сразу в приложении, что существенно раздвигает рамки взаимодействия артист — слушатель.
В этом свете, новость о том, что Apple Music эксклюзивно покажет концерт Тейлор Свифт — первый звоночек, который оповещает о следующих движениях корпорации. Вполне вероятно, что через несколько месяцев нас ждет не просто запись, а прямая трансляция выступлений. В таком случае Apple получит в свои фруктовые лапы фактически всю деятельность артиста (останется только биографии подписчикам бесплатно рассылать). Больше скажу, учитывая что на Music уже доступны некоторые из популярных стенд-ап артистов (например, Бо Бёрнем), то никто не мешает яблочным добавить в приложение их полноценное выступление
Можно ли тогда назвать Apple Music и Spotify конкурентами? Скорее это сравнение корпорации с маленьким, но успешным стартапом. Уже сейчас можно сказать, что сервис от Apple — универсальное средство для отслеживания всей деятельности артиста. В одном месте доступно все —музыка, концерты, видеоклипы, интервью, анонсы и непосредственное общение (Connect). Захотят ли сотрудничать музыканты? Конечно. У Apple есть все рычаги влияния, начиная с iTunes и заканчивая возможностью самостоятельно отснять целый концерт.
Все это значит только одно — у Купертино есть все, чтобы Apple Music действительно стала той “One more thing…”, которой была анонсирована. Осталось только выровнять руки собственным программистам.
https://youtu.be/Y1zs0uHHoSw