megogo-hero

На этой неделе представители крупнейшего онлайн-кинотеатра в Восточной Европе и СНГ рассказали журналистам в ходе пресс-завтрака об итогах первых пяти лет работы компании. Им есть чем поделиться: за годы работы сервис собрал множество интересной статистики о том, как работает пользовательская вовлеченность, откуда люди смотрят ТВ и кино, за что готовы платить деньги. Кроме того, прозвучали и ответы и на более прикладные вопросы: почему нельзя легально и за вменяемые деньги посмотреть зарубежные сериалы, как отличаются вкусы украинской и российской аудитории и какие технологии потеснят современное вещание.

Мы уже писали о том, что MEGOGO — крупнейший региональный OTT-сервис полного цикла, который работает с упором на аудиторию стран пост-советских республик. Но уточним еще немного, для разнообразия: у компании 8 региональных офисов, каждый из которых полностью автономен в принятии решений на локальном уровне и самостоятельно регулирует контентную политику. Компания стремится выходить на местные рынки с соответствующей подготовкой: локализирует приложения, покупает права на озвучку или даже самостоятельно занимается дубляжем популярных позиций. По словам маркетингового директора Megogo Ивана Шестакова, это позволяет лучше привлекать пользователей и завоевать их расположение. Судя по результатам первой пятилетки, все действительно так.

Глобальная аудитория MEGOGO в вебе на данный момент перевалила за отметку в 40 млн пользователей. Мобильные платформы (iOS + Android + Windows) несколько отстают — на них пришлось 8 млн пользователей, следующий опорный пункт — 2 млн пользователей телевизоров с технологией SmartTV. Несмотря на глобальность, ядро аудитории расположилось компактно и предсказуемо: Украина, Россия, Беларусь, Казахстан. Соответсвенно разделено и потребление трафика: лидирует Россия, затем идет Украина, затем общие показатели по СНГ. Причем тенденция стабильна на всех платформах.

Screen Shot 2016-11-25 at 6.41.44 PM

Но стоит внимательнее приглянуться с показателем, который касается среднемесячного потребления трафика с разных платформ, чтобы напрасно не обманываться. На удивление, самая компактная группа пользователей, владельцы SmartTV, смотрят больше всего. Впрочем, удивительно это только в сравнительных графиках, а на деле ситуация понятна — нативное присутствие и понятная механика потребления стимулирует использование MEGOGO на умных устройствах. Как отмечает Иван Шестаков, ситуация понемногу движется к тому, что пользователи выбирают MEGOGO в качестве «первого телевидения», избавляясь от привычных спутников и проводов — потому при прочих равных сервис предлагает гораздо больший выбор контента.

Screen Shot 2016-11-25 at 6.45.59 PM

Несмотря на доминанту телевизоров, позитивные сдвиги наблюдаются и на других платформах. Например, интересным оказался опыт коллаборации с украинским Киевстаром — благодаря снятию тарификации на MEGOGO в топовых тарифах, сервис зафиксировал 20-кратный рост нагрузки со стороны абонентов «звездного» оператора. В первую очередь этому поспособствовало развитие сетей третьего поколения, позволяющих без проблем и потерь в качестве смотреть потоковое видео в зоне покрытия. Кроме того, Шестаков акцентировал внимание на то, что совместная работа с лидерами телекома полезна для обоих сторон: операторы понемногу понимают риски превратиться в простую «трубу» для перегона контента, поэтому охотнее идут на взаимодействие. В свою очередь MEGOGO легче получить дополнительный кредит доверия в глазах пользователя, лояльному своему оператору. Та же ситуация — с провайдерами, хотя это скорее актуально для вторичных рынков, которые не получают большего маркетингового финансирования. В Украине и России бренд MEGOGO узнаваем и силен.

Главный вопрос, которому отчасти и была посвящена встреча с прессой — готовность аудитории сервиса платить за контент. Выразительности ему придало и закрытие ключевых пиратских площадок уанета: FS.TO и EX.UA. Оказалось, что последний год действительно стал прорывным в денежном отношении. Напомним, сервис работает по трем моделям монетизации:

  • рекламная (Ad-supported VOD): бесплатная библиотека с просмотром рекламы;
  • подписная (live-TV + SVOD): несколько тарифов абонентской платы ;
  • поштучная продажа фильмов (TVOD): часть картин из библиотеки «Премьеры», свежие кинотеатральные новинки, которые можно купить или арендовать.

Можно сказать, что сервис реализует вместе три привычные механики: обычный и бесплатный просмотр, к которому так привыкли наши соотечественники, прогрессивная подписочная модель (на которую делает ставку и Apple), а также стандартные покупки, как в iTunes Store или любом другом мультимедийном магазине. По признанию представителей MEGOGO, перспективы рекламной модели в данном сегменте очень сомнительны — для работы «вбелую», оплаты лицензий, инвестиций в оборудование и собственную команду разработчиков средств не хватит. Отсюда и претензии к пиратам — без лишних денег и договоренностей они берут пользователя медиатекой, зарабатывая на них. На MEGOGO платные продукты появились в 2013 году, но поворотным моментом стал именно текущий год. Подумать только: количество транзакций возросло в 5 раз. Всего же база платящей аудитории возросла до 850 000 человек — они совершили хотя бы одну покупку за последний год.

Screen Shot 2016-11-25 at 7.19.56 PM

На фоне общих показателей это все кажется мизерным числом, но в реальном выражении ситуация иная: подписки уже сейчас генерируют 40% прибыли, а реклама занимает 60%. Между делом представители сервиса обмолвились, что онлайн-кинотеатр близок к тому, чтобы выйти на порог окупаемости и «пойти в плюс». При этом украинские пользователи — самые лояльные, среди них самый большой процент с включенным автопродлением подписки. Правда, тут в дело вступают национальные особенности, к концу месяца на привязанных банковских картах (чаще всего — зарплатных) попросту не оказывается средств, процент отказов в эти периоды значительно растет.

Screen Shot 2016-11-25 at 7.24.49 PM_670x493

При этом у рынка видео большие перспективы — аналитики сообщают, что это самый быстро-растущий сегмент интернета. Несмотря на значительный интерес к пользовательскому видео (здесь лидирует YouTube) в денежном выражении лидирует платное ТВ — объем этого рынка составит $544 млрд к 2025 году. А видео-по-запросу откусит лишь 19% — до $105 млрд.

Screen Shot 2016-11-26 at 5.19.06 PM_670x337

Сервис будет адаптироваться под запросы пользователей и рыночные тренды — в частности, оптимизировать медиатеку. На удивление, тенденция идет к сокращению, но более эффективному расположению позиций, плотной работе с рекомендациями. Поделились представители сервиса и вопросами ценообразовния и размещения зарубежных новинок. В частности, животрепещущий вопрос зарубежных сериалов упирается в обычную целесообразность — их популярность сравнительно низка на фоне отечественных продуктов, а стоимость получения прав значительно выше. Кабельные сети создают такие проекты для продажи на внутреннем рынке, где цены на кабельное телевидения значительно выше отечественных. При этом добиться от таких гигантов уступок почти невозможно. И все же, в Украине наблюдается устойчивый рост к локальному контенту и западным проектам. И это обнадеживает.

Screen Shot 2016-11-26 at 5.52.27 PM