iФото. Как правильно построить кадр

iФото. Как правильно построить кадр

8

iФото

Для меня фотография — это хобби, на котором я умудряюсь зарабатывать. В еженедельной рубрике iФото я поделюсь своим пятилетним опытом профессиональной съемки пейзажей, портретов и репортажей. Каждый вторник на UiP будет публиковаться новый мануал, совет или просто интересная информация о мобильной фотографии. С расчетом на людей, которые привыкли к съемке "навел и снял", но хотят лучше освоить это полезное ремесло (или искусство). Я научу, как сделать правильную по композиции и цветам фотографию, снимать в ручном режиме и обрабатывать полученные снимки. В дальнейшем добавлю рекомендации по съемке видео, а также его обработке прямо на смартфоне.

Надеюсь, моя рубрика поможет тебе научиться видеть больше прекрасного вокруг и даст толчок в развитии своего собственного фотографического вкуса.

Первый выпуск посвящен основным правилам композиции. Выполнение этих простых и известных еще древним грекам приемов помогут поставить кадр и сделать правильные акценты.

Золотое сечение

Человеческий глаз устроен таким образом, что восприятие информации из окружающего мира происходит в соответствии с правилом золотого сечения. Эта магическая пропорция преследует нас всю жизнь и проявляется в большинстве вещей материального мира. И, конечно же, она применима к фотографии.

Если поделить кадр по такому принципу, то в точках пересечения будут находиться так называемые зрительные центры. Они примерно совпадают с правилом деления кадра на трети, однако, на мой взгляд, позволяют создавать гораздо более приятные глазу снимки.

Золотое сечение

Ты наверняка замечал, что в настройках камеры твоего смартфона есть неприметный ползунок, который включает функцию "Сетка". Это и есть те самые линии, с помощью которых можно правильно и быстро разделить кадр на трети, выровнять горизонт или расположить объект на их пересечении для большей выразительности кадра. Вот как это выглядит:

pic-2

Правило золотого сечения предполагает размещение объекта в кадре на пересечении линий третей. На фотографии выше можно заметить, что человек находится как раз на пересечении этих линий, но снимок все равно достаточно сырой и неинтересный. В таком случае, если кадр постановочный, есть смысл переместить или камеру, или объекты, попавшие в кадр.

pic-1

Еще один пример использования правила третей - пейзаж. Большинство людей даже не задумываются о том, насколько меняется кадр при делении его на три части. Есть два варианта применения: в верхней трети находится небо, две нижние занимает все остальное (море, горы, земля) и наоборот. Опять же, на пересечении должны находиться объекты, на которых будет акцент: деревья, корабли, люди, животные. За счет выделенного в кадре объекта фотография лучше воспринимается и дольше остается в памяти.

Кадрирование

Огромную роль в получении хорошего снимка играет также правильное кадрирование. С основными сторонними редакторами на iOS я познакомлю тебя позже, а сейчас достаточно будет и стандартного набора инструментов галереи.

Бывают случаи, когда времени на постановку кадра нет, а момент вот-вот будет упущен, и фотография потеряет всякий смысл. Такая ситуация давно перестала пугать фотографов, ведь построение композиции может происходить и после отснятия материала благодаря такому инструменту как кадрирование.

Примером послужит фотография заката, снятая на iPhone 4s.

original

Кадрирование, как и формирование снимка заранее, должно происходить по описанным выше правилам. На iOS стандартный инструмент кадрирования предлагает все часто используемые форматы (3:2, 4:3, 5:3, 16:9), показывает сетку третей и угол, по которому регулируется горизонт или основные линии фотографии.

3:2 vs 16:9

При выборе формата нужно учитывать, что и как следует выделить на фотографии. Например, снимок выше смотрится гораздо интереснее в отношении сторон 3:2, нежели 16:9, так как сужение приводит к потере информации, расположенной в нижней части. А именно диагональной линии фонарей. Также следует учесть линию горизонта, которая должна идти строго параллельно краю фотографии, и только в некоторых случаях этим можно пренебречь.

Стоит отдельно отметить соотношение сторон 21:9, которое используется чаще в видеоматериалах, нежели фотографии. Такая пропорция сторон кадра дает возможность убрать лишнее с фотографии и сделать её более выразительной. Пример:

21:9

21:9

Следующий материал будет посвящен популярным фоторедакторам на iOS и обработке стрит-фото, а также немного поговорим о цвете.

В комментариях к этому посту в течение недели ты можешь оставлять свои работы, а мы будем их оценивать и указывать на ошибки (если таковые будут). Лучшие работы будут публиковаться в рамках рубрики каждый вторник.

Теги:

stetsenkoaleksey

Алексей Стеценко

Журналист
Фотограф. Любит крепкий кофе и оладушки со сгущёнкой

Материалы

Нашел ошибку в тексте? Выдели ее и нажми Ctrl + Enter
  • И стоит сказать, что описанный материал дает куда более потрясающий эффект на фотографии, чем любые мегапиксели, которыми щеголяют владельцы камерофонов ;)

  • Буду первым :-)

    • сразу становится заметно, что фотографировали на длинной выдержке
      в целом снимок хороший, но ветка слева и листва в правом верхнем углу здесь не вписались. нужно при съемке или отойти подальше, или сфокусировать весь кадр на этих мини-водопадах, но так, чтобы вода полностью занимала нижнюю треть кадра. по поводу обработки я буду писать в следующих выпусках рубрики, а сейчас могу сказать о малом цветовом контрасте. возможно, следовало бы выделить зеленый мох в верхней части и приглушить желтые оттенки + отдельно поработать с камнями, увеличить микроконтраст инструментом Clarity. больше практики, и все получится!

      • Фотографировал приложением SlowShutter, из обработки стандартный фильтр iOS. Спасибо.

  • Ребят, а как подписаться на новые статьи по этому поводу и от этого автора? Чтоб именно эта тема
    Заранее благодарен

    • к сожалению, такой возможности нет. можете подписаться на уведомления группы UiP с сайта vk или просто поставить напоминание на 20:00 каждого вторника :)

  • Правила третей это лишь один из методов в композиции.
    К этому еще надо добавить диагонали, которые могут проходить через зрительные центры, или параллельно им.
    Также не стоит забыть что и где распологать: тяжелые и темные внизу кадра и так далее.В итоге, это уравновешенность всей плоскости кадра в «целом» (пятна, линии, акценты, доминанты, текстуры, фактуры, объекты, свет и тени и т.д.): композиция это целостность.
    В свою очередь, композиция основывается на ИДЕЕ, то ради чего делается кадр. Идея ( смысл, послание) задумыется автором, она диктует композиционное построение кадра, в том числе и выбор метода построения композиции кадра, который по максимуму будет отображать идею(смысл, послание).
    Композиция помогает: усилить эффект «идеи»,сделать акцент (притянуть взгляд), придать выразительности кадру… Помогает, но не является самоцелью.
    Ну и визуальное выражение написанного:
    (красные линии не трети, а золотое сечение)

    • не торопите события, каждый новый материал будет затрагивать тему композиции, ведь если дать все это сразу — голова взорвется, сужу по себе)

  • Pingback: iФото. Чем обрабатывать фотографии на iOS()