Как уже было неоднократно отмечено, в том числе и на страницах нашего ресурса, конференция WWDC 2014 была великолепной, пусть даже на ней и не представили никакого «железа». С головой хватило одних только программных продуктов. О том, насколько общественности понравилась конференция, говорит хотя бы тот факт, что после неё не произошло традиционного для таких случаев заметного падения акций.

И в то время как большая часть из представленного была вполне ожидаема общественностью, язык программирования Swift оказался настоящим сюрпризом. Ведь никто даже не подозревал, что Apple работает в данном направлении. Впрочем, язык программирования — это не iPad, разработки такого типа мало интересны широкой публике. А значит, соблюдать секретность было не в пример легче.

Самый секретный проект

На самом же деле работы над Swift начались ещё в 2010 году, после презентации iPad. В компании хотели создать простой, удобный и функциональный инструмент, который мог бы максимально упростить жизнь разработчикам.

Работы велись в строжайшем секрете. Более того, довольно долго над проектом трудился только один человек - Крис Латтнер (Chris Lattner), директор отдела Developer Tools. Конечно же, впоследствии штат пришлось расширить. Но всё равно, число этих людей никогда не было достаточно велико. О разработке нового языка мало кто знал даже в стенах самой Apple, хотя к 2013 году он и числился самым важным проектом Developer Tools. Важно отметить, что в компании хотели представить сразу готовый продукт, избегая всевозможных бета-версий. Поэтому работы и растянулись до 2014 года.

Тут уместно будет рассказать немного о самом Латтнере. В Apple он пришёл в 2005 году, до этого трудился на благо проекта LLVM в Университете Иллинойса, входя в число ведущих разработчиков.

LLVM (Low Level Virtual Machine) — низкоуровневая виртуальная машина, универсальная система трансформации, оптимизации и анализа программ. Проект начинался как самостоятельный, но впоследствии получил значительную поддержку со стороны. В том числе и от самой Apple, которая затем активно использовала LLVM и в собственных проектах, включая OS X и iOS. Тот же Metal разрабатывался с применением данной системы.

Не обошлось без LLVM и в случае со Swift. При помощи данной системы язык компилируется в машинный код, оптимизированный таким образом, чтобы получить максимальную отдачу, при использовании приложения на технике Apple.

В своё время переход Криса Латтнера в Apple был более чем логичным шагом. Не менее логичным было и решение доверить разработку нового языка именно ему. Пока ещё рано выносить окончательный вердикт, но, похоже, что с поставленной задачей он справился великолепно.

Особенности Swift

Детище новейших достижений, компилируемый объектно-ориентированный язык программирования Swift, опирается на такие языки, как Objective-C и C, собрав из них всё самое лучшее. Нет никаких ограничений в вопросах совместимости, языки могут прекрасно сосуществовать в одном приложении. Последнее, кстати, очень важно, поскольку уже существует огромное количество программ, написанных на Objective-C.

Интересно, что смутная идея Swift появилась ещё во времена NeXT, когда только-только начал разрабатываться Objective-C. Тогда уже родилась мысль о создании языка, который мог бы сделать процесс программирования более простым и увлекательным занятием. Но, как видим, на реализацию этой идеи потребовалось немало времени.

На самом деле, не так то легко найти ту грань, когда код будет достаточно простым для набора, но при этом достаточно читабельным для того, чтобы сторонний разработчик мог без комментариев разобраться в кусках чужой программы. Например, в программе, написанной на Pascal легко разобраться, но код получается слишком длинным. PERL позволяет записать всё в несколько строк, но отличается крайней нечитабельностью кода.

Тем временем некоторые разработчики, которые уже успели опробовать Swift на практике, утверждают, что Apple удалось максимально близко подойти к идеалу, найти ту самую золотую середину между читабельностью и простотой набора.

Как сразу же становится ясно из названия нового языка («swift» — англ. «быстрый, стремительный»), основной упор при его создании делался на скорость. В частности заявлено, что программа на Swift будет выполняться в 1,3 раза быстрее, по сравнению с аналогичной, но написанной на Objective-C.

Также при разработке Swift учитывались такие важные параметры, как простота, безопасность и гибкость. Этот язык исключает целые классы небезопасного кода и способен автоматически управлять памятью. Swift исключает саму возможность допущения целого ряда ошибок, столь распространённых в среде начинающих программистов. Что же касается простоты, то её хорошо подтверждает тот факт, что в течение 24 часов с момента презентации языка, на нём уже была написана первая игра.

Создатели приложили немало усилий к тому, чтобы сделать код Swift более выразительным и простым для понимания. Разработчик может сразу же отслеживать результаты своего творчества, просматривая отдельные части кода в т. н. «интерактивных игровых площадках» (Interactive Playgrounds). Если же для выполнения кода требуется довольно много времени, то за процессом можно следить на специально появляющейся для этого строке обратного отчёта. После того как код был усовершенствован, а алгоритм доведён до ума, разработчик просто перемещает его в свой проект. «Игровые площадки» могут быть полезны не только с точки зрения упрощения процедуры разработки, но и для оттачивания навыков использования Swift.

Традиционное приложение «Hello, World» выглядит в Swift следующим образом:

println("Hello, world")

А вот и ещё один пример несложного кода:

let apples = 3
let oranges = 5
let appleSummary = "I have \(apples) apples."
let fruitSummary = "I have \(apples + oranges) pieces of fruit."

Выглядит достаточно привлекательно для того, чтобы попробовать освоить новый язык. Кстати, сделать это можно уже сегодня. Всё что требуется, так это скачать бета-версию среды разработки Xcode 6 и подробное 500-страничное руководство по использованию языка.

Критика Swift

Тем временем в Сети появляются и откровенно негативные мнения в отношении Swift. Высказываются опасения, что это тупиковый путь развития и Swift никогда не сможет стать популярным. Ведь и до этого существовало немало языков программирования, создававшихся именно с целью облегчения жизни программистов и упрощения процесса обучения. И ни один из них так до конца и не справился с возложенными на него задачами. Всё чего удалось достигнуть их создателям — просто увеличить и без того немалое количество языков программирования.

Поступает критика действий Apple, которой «лучше было бы заняться развитием таких языков, как Python или Ruby, вместо того, чтобы создавать ещё один». Такие слова подкрепляются мнением, что эти инструменты уже активно используются разработчиками со всего мира. Также мне довелось найти мнение, согласно которому Apple напрасно делает основную ставку на скорость. Мол, при современных уровнях развития железа это не так уж и важно.

Но больше всего раздражения вызывает тот факт (впрочем, как и всегда в подобных случаях), что Apple создала нечто только для себя, по своим стандартам и на своих основах. Причём заявляется, что хотя Swift и не слишком-то отличается от множества других языков, компания вновь заявляет о создании принципиально нового продукта.

Вместо послесловия

Можно критиковать Apple за чрезмерную закрытость и самонадеянность. Можно восхищаться простотой Swift и чистотой его кода. Но факт остаётся фактом — будущее нового языка программирования пока неясно. И возможны два сценария развития.

Сценарий первый. Swift так и остаётся просто интересной разработкой. Его используют, но не слишком активно, предпочитая продолжать работать с проверенным и привычным Objective-C. Разработчики же под другие платформы вообще не замечают появления нового языка.

Сценарий второй. Подходы, применённые в Swift, становятся нормой в мире программирования. Apple снова удаётся повлиять на весь мир, изменив общепринятые среди разработчиков нормы. Идея «игровых площадок», вкупе с прозрачностью кода нового языка вполне могут совершить настоящий переворот в деле изучения программирования. А это позволит полностью пересмотреть весь процесс образования и спровоцировать появление программистов нового поколения.

Кстати, я не буду удивлён, если через несколько лет, тщательно «отполировав» Swift, доведя его до совершенства, Apple заявит, что вообще намерена отказаться от Objective-C и сделать ставку на новый язык.

ipum

Вадим Руденко

Пользуюсь техникой Apple еще с «классической эры», с 1995 года. За этот период застал не одну внезапную и значительную (а порой и откровенно шокирующую) «революцию» в развитии компании. Которая, несмотря ни на что не утрачивала своего очарования. Верю, что так оно будет и впредь.

Материалы

Нашел ошибку в тексте? Выдели ее и нажми Ctrl + Enter
  • Николай

    Данный язык поможет пополнить ряды разработчиков App Store, которых отпугивал objective C. Swift поставил под вопрос дальнейшее существование phone gap, xamarin и подобные технологии.

    • Pankov Serge

      данный язык скорее был создан для понижения уровня входимости в разработку для iosmac, чтоб показать — у нас лярд приложений и мы первые. Ничего, что половина из них — фонарики :)
      Работы с памятью нет, структуры свои не опишешь, все равно без обж-с никуда.

      • Локи

        Простите, что? Структуры? В 2014м? Класс с паблик полями не объявить, конечно же.
        Работа с памятью… Вы знаете, в большинстве случаев если она вам нужна — вы что-то делаете не так.

    • Не соглашусь насчет фонгепа. Все-таки для большинства компаний гораздо эффективнее создавать приложение параллельно с мобильным сайтом почти за те же деньги, чем оплачивать работу iOS разработчика отдельно :)

  • Pingback: Новости недели: заботливая iOS 8, наушники с Lightning, секреты iPad Air 2()

  • Pingback: Это видео от Apple поможет вам создать первое приложение на Swift()

  • Pingback: 10 главных достижений Apple в 2014 году()

  • Олег Дрейман

    Сценарий второй стал явью. За Swift будущее — причем скорее всего и за стенами Apple.