В качестве вступления к этой статье должен был быть дежурный пассаж о том, как покупка «яблочной компанией» Beats всколыхнула общественность, и как на почве неопределённости поползли различные слухи и прогнозы о мотивах и перспективах. Но его не будет, ибо это и так всем ясно. Вместо этого скажу кратко: да, это очередное личное мнение, найденное на просторах тематических ресурсов. И ничего более. Но мнение интересное и, я считаю, вполне обоснованное и достойное внимания. Тем более уже скоро открывается WWDC-2014, где, как ожидается, будут таки раскрыты карты по поводу Beats. И можно будет оценить, чьи предсказания окажутся ближе к истине.

Автор нынешних выкладок — Кристина Уоррен (Christina Warren), обозреватель и старший технический аналитик издания Mashable, с внушительным послужным списком на странице биографии. И по её мнению, продукция Beats может стать для нынешней Apple тем же, чем стал iPod для Apple начала двухтысячных.

Beats — это символ музыки этого десятилетия, так же, как iPod был таким символом в начале века.

Уоррен обращает внимание, что Apple в целом не склонна покупать другие компании — последним крупным приобретением ($404 млн) до мая 2014 года была NeXT, в 1997 году. Если же такие покупки происходят, то они почти никогда не касаются организаций, напрямую работающих с клиентами, равно как и тех, что занимаются «железом». Одним из немногих исключений стала Power Computing Corporation, в том же 1997 году — и то исключительно для того, чтобы навсегда задавить конкурента Mac.

Сейчас же ситуация уникальна: Apple выложила $3 млрд за фирму с собственным мощным брендом и двумя отдельными линиями продукции (Beats Music и Beats Electronics) — причём явно не планируя подмять этот бренд под собственный или прекратить развитие какой-либо из линий. Вопрос: зачем? Ответ: для создания нового продукта с эффектом ореола. Именно Beats подходит для этого, как никто другой.

Уоррен вспоминает собственный опыт знакомства с iPod — он начался с модели второго поколения, купленной в день выпуска в сентябре 2002 года. Сразу после появления этот гаджет стал символом статуса — а чуть позже превратился в культовый.

Да, наушники были жутко неудобными; да, звук был далеко не фонтан — но этот белый провод означал, что вы владеете iPod'ом. Именно он стал гаджетом десятилетия.

Сначала приходилось объяснять родным, что нет, $500 за плеер — это не абсурд; 18 месяцев спустя я видела белые «вкладыши» и iPod'ы повсеместно. Сперва я была единственной владелицей такого девайса во всём университете, а в итоге пришлось цеплять на него стикер или чехол — дабы не перепутать с чужим плеером на вечеринке или встрече «сестринства».

Недавно, утверждает журналистка, она наблюдала такую же картину с Beats. В конце 2008 года этих наушников не было видно на публике, но менее чем через 2 года ситуация поменялась кардинально. Белый провод iPod уступил своё место на пьедестале строчной букве «b». Новое десятилетие получило свой гаджет.

И именно в этом и состоит привлекательность для Apple — в эффекте ореола.

В своё время iPod имел оглушительный успех. Именно на его основе была построена нынешняя мощь всей корпорации. Да, основным фактором взлёта стал выпуск iPhone — но без предшествующих достижений iPod этот взлёт бы не состоялся. Увеличение продаж портативных плееров в 2004 году очень показательно совпало с ростом количества проданных Mac — причём основную часть клиентуры составляли неофиты, перебравшиеся с Windows. После 18 лет аутсайдерства Apple начала увеличивать долю на рынке. А особенно яркие изменения произошли в среде молодых людей: те, кто поступили в колледжи во время успеха iPod, пришли в университеты убеждёнными «яблочниками».

Успех техники Apple многие аналитики связывали тогда именно с удачным стартом iPod. И эти выкладки подтвердились позже, с выходом iPhone и iPad. Уоррен называет эти устройства «gateway drug» — по аналогии с лёгкими наркотиками, которые приводят к тяжёлым формам зависимости. В данном случае речь, конечно же, о зависимости от продукции с надкусанным яблоком на логотипе.

Проблема состоит в том, что такого gateway drug у самой Apple сейчас нет. И вот тут на сцену выходит Beats. Каждый год под этим брендом продаются миллионы наушников — по цене $200 – 300 за пару; почти половина американских подростков предпочитает именно Beats, а для многих клиентов такая покупка — первое в жизни приобретение высококлассного электронного устройства. При всём этом есть данные, что большинство владельцев таких наушников на данный момент не пользуются iPhone. Так что огромный потенциал для роста — это ещё мягко сказано.

iPod создал целое поколение поклонников Mac — и не с нуля, а переманив их с Windows. Когда зашла речь о покупке нового компьютера — чётко сработал эффект ореола. Нечто подобное может произойти и сейчас. Обеспечив позитивный опыт с наушниками, можно добиться того, что многие покупатели в качестве следующего смартфона выберут именно iPhone.

Всё вышеизложенное, кстати, справедливо и в отношении потоковых сервисов. Точно так же, как iTunes для Windows помог привлечь в «яблочную» экосистему новых участников — Beats Music может стать очередным импульсом к расширению.

Основной потенциал сделки между Apple и Beats, как мне видится, связан не с существующими пользователями Apple, но со следующим поколением возможных клиентов компании.

Что скажете, дорогие читатели? Лично мне данная точка зрения кажется наиболее основательной и правдоподобной из всего, что было озвучено ранее. И даже если истинные намерения Apple, о которых мы узнаем (очень на это надеюсь) через пару дней, будут отличаться — всё равно будет весьма любопытно посмотреть на последствия необычной сделки.

[Mashable]

Алексей Зубенко

В журналистике с 2006 года, тематикой IT занимаюсь с 2010. С того же времени живо интересуюсь продукцией и деятельностью Apple - одной из наиболее самобытных компаний нашего времени. Уверен, впереди у неё (и у нас) ещё много интересного, а потому стоит оставаться в теме. Чего и вам, дорогие читатели, желаю :)

Материалы

Нашел ошибку в тексте? Выдели ее и нажми Ctrl + Enter