Еще совсем недавно мир высоких технологий в своем потребительском варианте был представлен исключительно массивными ящиками под столом каждого пользователя и более или менее большими мониторами (клавиатурами и т.д.) на этом столе. Смартфоны существовали, но до 2007 года их использовали только "продвинутые" в техническом отношении люди. Первыми планшетами (до 2010) пользовались и того меньше - практически никто. Даже ноутбуки составляли скорее исключение из правила. Но с тех пор времена изменились. Смартфоны есть почти у всех, продажи планшетов неуклонно растут, а традиционных десктопов - наоборот падают. Ноутбуки зависли где-то между Сцилллой и Харибдой, и только неуклонно растущая производительность помогает им держаться за счет вытеснения все тех же десктопов.

К чему я веду. По объемам продаж, выручки, да и просто по "количеству физического присутствия" в жизни каждого пользователя мобильные устройства де факто уже доминируют. В таком случае, перенос привычных пользователям по мобильным устройствам способов взаимодействия с контентом на настольные системы не просто логичен - он неизбежен. Об это не говорят открыто разве что сами руководители Apple (им не положено), а остальные вовсю прогнозируют объединение OS X и iOS. Процесс этот уже принес пользователям Mac несколько разочарований и потерь. Еще в 2011 году, когда в OS X Lion появился Launchpad, многие пользователи заговорили об "отупении" OS X. C тех пор у пользователей было достаточно поводов для недовольства. В частности, большую волну негодования вызвало обновление в 2011 году редактора видео Final Cut Pro, лишившее его значительного количества функций, а совсем недавно урезали iWork и iLife. В общем, пусть не "отупение", но некоторое упрощение OS X и ее программ налицо. Продвинутые пользователи заволновались - не превратятся ли в итоге их любимые MacBook в некий "настольный iPad". То есть устройство, в первую очередь предназначенное для потребления, а не для создания контента.

Такая опасность действительно есть, но не стоит забывать, что сближение - процесс обоюдный. 64-разрадный А7 создает прекрасные возможности для обратного - переноса возможностей OS X на iOS. В конце-концов, тот же Launchpad можно смело игнорировать и использовать альтернативные способы запуска программ. iOS-ификация OS X принесла не только разочарования. Мультитач на трекпаде понравился многим, а ведь это прямое заимствование из iOS. Упомянутые выше Final Cut Pro, iWork и iLife в последующих обновлениях часть утерянного функционала обрели снова. Необходимо учитывать, что в эпоху "пост PC" покупка недешевого Мас как правило является последним шагом для тех, кто приобщается к экосистеме Apple. К этому моменту у них наверняка есть или iPhone, или iPad, или и то и другое. Соответственно, купертиновцы не могут не позаботиться о преемственности пользовательского опыта и облегчении адаптации к настольной OS. Это понимают и дизайнеры, в последнее время часто радующие нас интересными концептами OS X и интерфейса Apple TV в стиле iOS.

И в завершение еще один момент. Когда-то Стив Джобс говорил, что сенсорные дисплеи на маках не имеют смысла, так как тянуться к экрану будет неудобно. Это верно, но только относительно традиционного форм-фактора. Пускай пока что гибриды ноутбука и планшета не очень хорошо выполняют роль того и другого, перспективы есть. Порой приходится носить с собой iPad только потому, что на нем есть нужные приложения, которые хорошо было бы иметь на MacBook. Если Apple все-таки решит удивить всех и выпустить гибридное устройство, то самой логичной операционкой для него будет как раз нечто среднее между iOS и OS X. Едва ли это произойдет в следующем году, но тенденция к сращиванию этих систем явно продолжится.

Сергей Ковыршин

Психолог по образованию, it-шник по интересам, журналист по случаю.

Материалы

Нашел ошибку в тексте? Выдели ее и нажми Ctrl + Enter
  • По поводу урезания ПО: зато благодаря урезанию получился Final Cut X — для тех, кому мало iMovie но жалко денег и полноценный Final Cut — для тех, кому это действительно нужно.
    По поводу iWork/iLife — я думаю, что это переходный процесс, связанный с переделыванием программ.