Недавно отгремела презентация консоли следующего поколения от Microsoft, которая вызвала бурю негодования в интернете. Кто-то ругал Xbox One за отвратительный дизайн, другие - за переориентацию консоли в сферу телевидения, а третие пошли дальше. Игрожур Александр Кузьменко по итогам презентации в видео-блоге Антона Логвинова сказал, что "ближайшие пару лет придется играть на iPad», а не на домашней консоли, ведь на Xbox One "игр нет". И я бы согласился с ним, если бы не одно "но": на iOS их тоже нет.

Раздел "games" в App Store конечно же переполнен кучей софта от гонок до аркад всех мастей. В топе присутствуют дорогие проекты, которые приносят неплохую кассу своим разработчикам. Но дело в том, что лучшие iOS игры - это портированные шедевры эпохи Playstation 2 вроде GTA и Max Payne. Какие игры вы поставите с ними на один уровень? Форсаж 6, который у уважающего себя игрока вызовет рвотные рефлексы? Или прекрасные, но казуальные и примитивные до мозга костей Angry Birds и Cut the rope? А зачем, спросите вы. Они, мол, не претендуют на это. Да, и в этом главная проблема.

Я играю около 15 лет и застал не одну революцию игровой индустрии. И у Apple были бы все шансы совершить еще одну, но все пошло немного другим путем.

Не надо кидать в меня камнями и говорить, что на iOS могут выходить только портативные игры. Touch-управление вкупе с нехилым железом могло бы совершить настоящий прорыв.

Есть несколько условий, которые отвечают за успех игры. Это графика, геймплей, сюжет и атмосфера, управление, ну и, конечно, маркетинг. Если откинуть последний пункт, то ни одна игра на iOS не набирает и 7 звезд одновременно по всем параметрам.

Например, Infinity Blade, один из самых инновационных проектов на мобильных платформах,- это даже не игра, а банальный бенчмарк, каким в свое время был Crysis на ПК. Имея отличную графику и интересную систему управления, игра совершенно провисает в области сюжета и полноценного геймплея. Создатели из Chair Entartainment и Epic games как будто дали нам посмотреть сквозь щелочку, какими могут быть игры на iPhone/iPad, а потом с хлопком закрыли дверь. А теперь представьте игру с игровой механикой IB, но полноценным игровым миром и внятным сюжетом как в Diablo, Sacred, Neverwinter nights. За такой продукт я бы спокойно отдал бы и 20$, и 30$.

На презентации the New iPad была показана превьюшка Infinity Blade: Dungeons от новых разработчиков, которая дала мне какую-то надежду, но в App Store игра так и не появилась по причине расторжения контракта между Epic и Impossible Studios. Вроде бы разработка возобновилась, но никакой информации о дате выхода игры до сих пор нет.

httpv://www.youtube.com/watch?v=kb9frSFXgag

Поговорим теперь о спортивных играх. Старожилы, игравшие в Tony Hawk 4, помните свои впечатления от игры? А теперь откройте True Skate. Разница чувствуется, не так ли? True skate при наличии хорошей графики и геймплея совершенно отвратителен в сравнении с олдовыми скейтерскими играми.

Так уж вышло, что рынок относительно полноценных игр на iOS занял Gameloft, который, несмотря на все свои заслуги, скорее напоминает киностудию Asylum, которая занимается созданием низкобюджетных копий голливудских фильмов. Именно этим занимается Gameloft. Gangstar Rio- GTA, Modern Combat - Call of Duty и так далее.

Даже в гонках, которые на iOS вроде более менее приемлемы, наблюдается регресс в виде упрощения геймплея и расцвета донатного ада.

Дело в том, что пользователи iOS не привыкли платить хорошие деньги за хорошие вещи. Цена более чем в 10$ вызывает шум и трепет с претензией, мол, я могу скачать похожий cофт бесплатно. Поэтому in-app покупки являются единственным способом для разработчика и издателя игры заработать.

Другой популярный мобильный жанр - endless run. Это игры вроде Temple Run, Subway Surf и Ninja Slash. Да, они могут быть неплохими и даже увлекательными, а управление свайпами при графической притягательности и вовсе делает эти игры хитами, но… это не игры. Я привык называть хорошими играми колоссальные проекты, в которых каждую секунду чувствуется, как же создатели любят свое детище. Я с большим удовольствием запущу Resident Evil 2 или того же Spyro, если уж мы говорим о мультяшных персонажах, нежели любой бесконечный раннер.

Характеристики последних мобильных устройств от Apple вполне позволяют запускать игры уровня рубежа прошлых поколений консолей. Вот лишь несколько примеров, что в теории могли бы потянуть iPhone 5 и iPad 4 - Resident Evil 4 (не урезанный вариант, который есть в App Store, а полноценный), Metal Gear Solid 3, Deaf Jam, умопомрачительные гонки Burnout и многие другие. Но нет, мы играем в птичек, CSR Racing и прочие казуалки.

И я говорю не о портировнии, хотя оно со временем приобретет все большее значение в силу отказа консолей нового поколения от обратной совместимости. Я говорю о том, какого уровня могли бы достичь iOS-разработчики при должном стремлении. И цены на хорошие игры могут и даже должны превышать 10$. Не надо говорить о дороговизне софта. Покупая девайс за 1000$ как-то грех жаловаться. Конечно, цены - не сиюминутная субстанция и зависят о спроса. Но он есть. Как бы кто ни воротил нос от final fantasy за 20$, игру покупают, хотя это порт.

Так же считаю несостоятельным утверждение, что большинству игроков не нужны полноценные игры, а лишь тайм-киллеры на 5-10 минут. Довольно большой спрос на такие игры, как Baldurs Gate, Bards Tale и Gangstar Rio показывают обратное: люди более-менее готовы воспринимать iДевайсы как полноценную игровую платформу. Тем более, когда тренды задавали потребители? Все зависит от студий, разработчиков и издателей. Именно они определяют, в какую сторону покачнется маятник.

Чего уж говорить, у Apple уже как год есть собственный live-сервис - Game Center, с помощью которого можно играть по сети. Увы, сейчас он представляет из себя скорее онлайн-таблицу результатов.

Ситуация вполне может измениться. Недавно EA анонсировала новый Frostbite Go, мобильную версию игрового движка, на базе которого создавались Battlefield 3 и NFS: the Run. Да, графика станет лучше. Но, вспоминая то, какие игры выпускает EA на iOS (сплошь freemium и заезженные тайтлы) я понял, что во мне просыпается скепсис. К тому же на днях Chillingo (кстати, принадлежащая той же ЕА) объявила о скором выходе на iOS игры от Ninja Theory, ответственной за последнюю DMC. Судить рано, но игра будет free-to-play, что хорошо для тысяч школьников, которые не могут привязать карточку к App Store, но никак не для остальных игроков. Несмотря на слова девелоперов о том, что они отнесутся к разработке мобильной игры также серьезно, как и к предыдущим своим проектам, я боюсь, что игра окажется банальной деньговыжималкой с хорошей графикой и неплохим геймплеем.

Остальные разработчики и издатели, кроме вездесущих Electronic Arts, пока не обратили внимание на iOS. Кстати, параллельно с WWDC'13 будет проходить E3. Может, там мы увидим что интересное?

Интересен тот факт, что консоли нового поколения движутся ровно в ту же сторону, где уже давно находится Apple. WiiU и Playstation 4 получат новые геймпады с элементами touch- управленя, Xbox One делает упор на управление жестами, пытаясь усовершенствовать Kinect. На самом деле инициативы вроде Kinect и Move по сути провалились. За время их существования не вышло ни одной хорошей игры, предназначенной для этих контроллеров, поэтому вопрос введения иновационного управления в игровую сферу остается открытым как никогда. И iOS-разработчики, имея идеальные условия, вместо того, чтобы что-то придумывать что-то новое и по-настоящему захватывающее, рисуют на Multi Touch-дисплеях привычные джойстики, кнопки и стрелки. Если бы это явление не было повсеместным, можно было бы посмеяться.

Я не говорю, что Ubisoft должны немедленно портировать будущего четвертого ассассина на iPhone, а Rockstar - затевать проект равный GTA 5 для мобильных платформ или о том, что надо удалить злых птиц и прочие казуалки, оставив в App Store лишь нетленку. Я лишь высказываю свое недовольство тем, что у iPhone и iPad есть все условия, чтобы стать потрясающей портивной игровой платформой, но этого никак не происходит. Я не хочу, чтобы Apple соперничала с Sony и Microsoft в области домашних консолей. Я просто хочу играть в хорошие игры на девайсе, который для них, казалось бы, предназначен.

Егор Сапожников

Являюсь поклонником Apple с выхода самого первого iPod nano. С тех пор понемногу окружил себя яблочной экосистемой и, бывает, жду, когда одно из этих яблок упадет мне на голову и поможет родить хорошую идею. По образованию - историк =)

Материалы

Нашел ошибку в тексте? Выдели ее и нажми Ctrl + Enter
  • Дмитрий

    Хорошая статья. Прочитал с удовольствием. Хотел бы внести свои пять копеек в защиту игр на iPhone и iPad.
    Я очень люблю баскетбол в реальной жизни, соответственно, люблю поиграть и в виртуальном мире. Дома в наличии ПК и Хэ-коробка. На последней NBA от 2k — просто шедевр. Ребята из 2k постарались хорошо и портировали серию на i-устройства. Твердая 4 из 5 возможных.
    NFL от Gameloft тоже удалось хорошо передать игровой процесс.
    Вы так же позабыли и о MineCraft — удачная попытка носить свой воображаемый мирок с собой в кармане/сумке.
    Но самое поразительное — это Sid Meier’s Pirates! Ребята из 2k (опять они, да) пробудили во мне такое чувство ностальгии, что это не передать словами. Отличная игра. (мини пиар)
    ПС: Sacred, Neverwinter nights — Отличные проекты на ПК, но мне кажется, что они будут провальны в плане геймплея. Я бы отдал 10$ и больше за отлично портированных героев, а не эти жалкие пародии в АппСторе.
    Спасибо, за статью еще раз!

    • Егор Сапожников

      К MineCraft я все же отношусь скептически. Насчет NBA и Sid Meier’s Pirates! спасибо, обязательно затестирую. Так вышло, что на одном зарубежном сайте прочел разгромную рецензию про вторую и отпало всякое желание играть, несмотря на всю любовь к запаху соленого моря =) Насчет Sacred и NWN, речь шла о расширении ролевой модели игры и системы диалогов, превращение прямолинейного слэшера в полноценный проект. Конечно же, управление пати или даже одним героем по «мышечной» системе ПК — это трудно, хотя разработчики мобильной версии Baldurs Gate справились на максимально возможном уровне.
      Спасибо за отличный комментарий)

  • Алексей Шершнёв

    » пользователи iOS не привыкли платить хорошие деньги за хорошие вещи.» ©

    ORLY?
    Обычно эта фраза на этом сайте приписывается андроид-юзерам :)

  • Taras Malanyuk

    Респект автору! Полностью согласен, даже добавить нечего.

  • Статья хорошая, но я бы поспорил. Мои аргументы будут несколько сумбурными и длинными, заранее прошу прощения.

    Может у меня окружение такое зашоренное и старое, может и я такой стал — но вот не воспринимаю я мобильные системы, как штуки, на которых можно играть во что-то серьезное, а главное — играть долго. Долго в свое время облизывался, в итоге купил Galaxy on Fire 2. Отличная штука для человека, ностальгирующего по серии X от Egosoft и Freelancer. Поиграл минут 10 — и бросил. Играть в это даже на iPad — никакого сравнения с игрой на нормальном большом мониторе. RPG Avalon (любителям рекомендую попробовать — очень хороший продукт) — то же самое. В RPG на ПК я играю месяцами и даже заставлять себя не приходится, здесь же играешь 10-15 минут — и все, дальше уже не хочется. Тем более, что играть в это в автобусе/маршрутке вообще противопоказано — только в спокойной обстановке, в удобном кресле или на диване. Та же NOVA (которую недавно бесплатно раздавали). Шутер без мыши — вообще странная вещь. А шутер на сенсорном экране — за гранью добра и зла. А учитывая, что даже мощный iPhone 5 на таких играх неслабо греется и быстро съедает батарейку — все это не располагает к погружению в игру, доступному на ПК/консоли. А тут еще и всякие нотификации, смски, звонки, почта — все это старательно выдергивает из красивого игрового мира. Да, безусловно, все эти уведомления останутся на телефоне и во время игры на ПК/консоли. Но они не всплывают прямо на экране, они где-то там, сбоку, в реальном мире.

    По поводу Kinect — есть одна игра, ради которой я куплю себе Xbox (правда уже не 360, а One) — это Nike+ Kinect Training. На мобильном устройстве такого нельзя сделать (точнее, конечно же, можно, Nike даже попыталась — но вы ведь не будете каждый раз обвешиваться датчиками?)

    Да и в целом для Kinect: изначальная идея была не в том, чтобы сделать необычный контроллер для игр (как в случае с Move), а в том, чтобы управлять системой (не конкретно Xbox, а всей системой Home Entertainment) БЕЗ контроллера. Позвали — система проснулась. Прокрутили рукой фильмы на большом экране, ткнули в нужный — пошло воспроизведение. Звонок по Skype от начальства — повесили трубку небрежным махом руки.

    Wii U я бы вообще сюда не приписывал — у Nintendo свой путь самурая, практически не связанный с остальными консолями. Обратите внимание — их консоли самые низкопроизводительные, но при этом — самые прикольные.

    По поводу «привычных кнопок на сенсорном экране» — есть такая классная (без сарказма) штука, как PS Vita. Из доступных на сегодняшний день способов управления там нет, разве что, чтения мыслей (OCZ NIA — помните такое?). Акселерометры — есть. Гироскопы — есть. Микрофоны — есть. Сенсорный экран — есть. Тачпад — есть. Цифровые кнопки — есть. Аналоговые стики — есть. Игры, где все это грамотно бы использовалось… Я не очень пристально слежу за играми для PSP/PS Vita, но кроме инди типа Little Big Planet и Gravity Rush, могу вспомнить только один блокбастер — Uncharted. Может потому, что просто кнопок + аналоговых стиков хватает?

    • ipractician

      Galaxy on Fire 2 на Ipad прошел полностью.Начинал в нее играть еще на Ipod touch. Никаких проблем с управлением не возникло. Тут дело в привычке.

      • Что в привычке — согласен. На ПК привыкаешь, что в космосимуляторе добрая половина экранной площади — это всякие информационные экраны.

  • Кирилл Резников

    Отличная статья, каждое слово в точку, я абсолютно то же самое думаю. Играю в игры с самого детства. Очень давно был у меня N-GAGE (104MHz проц и 16MB ROM!) со своими хоть и единичными но прекрасными игровыми проектами, и я поверил что концепция мобильный телефон-приставка в будущем будет основной платформой портативных игр (у меня была PSP Slim и таскать её было ой как не удобно). Тогда на N-GAGE была проблемой графика и маленький экранчик, но не как не геймплей, теперь на ios все наооборот, приличный экран возможности устройства, габариты, но игры.. =(

  • Andrey

    Ну что, статья невнятный поток сознания. Ждем следующих статей цикла «Почему я не смог на Бентли выиграть соревнования внедорожников», «Почему я замерз в Норильске в любимых шортах», ну и потенциальный супермегахит — «Почему неудобно мыть пол зубной щеткой».

    Автор смешал в кучу все. Начал с того что поставил знак равенства между «хорошая игра» и «игра с большим количеством полигонов и 3D графикой», продолжил полным непониманием ключевого функционального отличия айпада от стационарных компов и приставок, далее выказал непонимание системы финансирования и отличия заработка на рынке софта для компов, приставок и девайсов, ну и закончил банальным нытьем. В общем, КГ/АМ.

    И да. У меня игровой стаж раза в два больше чем у автора. Еще со времен БК-0010, ZX Spectrum и восьмибитной денди. На упомянутый в статье Балдур’c Гейт я убил сотни часов своей жизни, купил версию на айпаде — и НЕ СМОГ в нее играть. Это было просто ужасно! Ровно та же проблема с тем же упомянутым Bard’s Tale. Играть — невозможно. Полигоны? В гробу я видел эти полигоны. Мне нужна хорошая и увлекательная игра, сделанная с любовью. Желающие поиграть в полигоны пусть делают это без меня.

    Есть тучи великолепных и восхитительных игр, на которых я потратил множество часов на айфоне 4 и айпаде мини. Перечислить? Легко. Puzzle Quest 2. Pirates! Ravenmark Squids Wasted Land, Ticket To Ride и Small World, Neuroshima Hex и NSHex Puzzle; BattleLoot, Tesla’s Mist, Last Express и Город Тайн. Из свежего — прекрасен и волшебен Bastion. Он реально затягивает и там великолепный сторилайн. Прошел до конца один раз, сейчас иду второй. А уж сколько часов я угваздал в карточных боях в Ascension и Magic The Gathering 2013….

    Вот это текущий скрин экрана с играми с моего айпада.
    http://25.media.tumblr.com/61d76c71c7015e39fb3573b7fa0f66cb/tumblr_mnme4fo0cQ1stzh1bo1_1280.jpg
    Играть я могу (и играю) — дома. в метро. за рулем. Никакому иксбоксу такое и во сне не снилось. Айпад не мобильная игровая платформа? Ха-ха два раза!

    И вообще. Берешься сравнивать — сравнивай с одноклассниками. Например Иос с андроидом. На андроиде даже близко такого разнообразия и качества игр нет. Я проверял, да. 90% того, что куплено у меня (да-да, КУПЛЕНО, а не скачано с торрентов, как можно делать для компа и даже для приставок) — а стоитстояло у меня под сотню игр + почти двести детских программ — на андроиде тупо НЕТ. Берешься сравнивать стационарные приставки? Есть на иксбоксе обучающие программы для двух- и четырехлеток? Что, нет? Какая унылая и бесполезная консоль! Или давай посравниваем приставки со стационарными компами и ноутбуками. Это — одноклассники. Есть на приставках скажем World of Tanks, Heroes of Might & Magic или King’s Bounty? Нет? Давайдосвиданья. Вот тебе готовый материал для новой статьи «Почему на X-Box нет хороших игр».

    • Егор Сапожников

      Ну или можем подождать от Вас комментарий уровня «Почему точка зрения автора не совпадает с моей», «Почему я использую так много вопросительных знаков» или «Почему я пишу Xbox используя ненужный дефис». Очень жаль, что у Вас не получилось поиграть в Bards Tale на iOS. Возможно, стоило чуть попривыкнуть, управление вполне адекватно. Кажется, вы прочли не очень внимательно и заведомо решили устроить разнос в комментах, ибо я нигде не жаловался на полигоны и графику на iOS. Хорошей графики хоть отбавляй как раз. Ругал я игры за механику, геймплей и сюжет и вообще полноценность.
      Сравнивать ПК и приставки вполне возможно по игровым параметрам и по играм. Если Вам интересно, можете взяться за это.
      Да, iPad — не самая хорошая игровая платформа.
      Кстати, мы с Вами не знакомы, так что можно начать общаться на «Вы», а там уже посмотрим.
      Уж больно Ваша реакция похожа на ту, когда школьнику доказывают, что какая-то его вещь не совсем хороша по всем параметрам. Может, стоит просто смириться, что у всего есть свои недостатки.
      Давайте до свидания.

  • Pingback: iOS 7 позволяет использовать геймпады сторонних разработчиков()

  • Pingback: Появление iOS-геймпадов решает проблему, которая не существует()

  • Pingback: garcinia cambogia extract()

  • Pingback: Lastest Gof2 легкий заработок на пк News | Интернет заработок()

  • Pingback: Почему на iOS нет хороших игр | Видео по заработку онлайн()